НАК «Нафтогаз України» объявила о начале масштабной модернизации отечественной газотранспортной системы — соответствующая программа была представлена компанией на прошлой неделе. Реализация этого проекта позволит компании решить сразу несколько важных проблем: снизить себестоимость транзита через территорию Украины и одновременно увеличить его объемы, что даст возможность НАК в будущем решить свои финансовые проблемы, а Украине — упрочить позиции главного транзитера российского газа европейскому потребителю. Главное, что, обойдясь без помощи «Газпрома», Киев сможет осадить россиян, вот уже несколько лет предлагающих свою помощь в модернизации ГТС в обмен на возможность получить доступ к управлению украинской газовой трубой.
До 2010 г. «Нафтогаз України» намерен инвестировать в реализацию заявленной программы модернизации $4,6 млрд. На первом этапе, который стартует уже в следующем году, планируется провести реконструкцию компрессорных станций двух магистральных газопроводов «Союз» и «Уренгой–Помары–Ужгород», обеспечивающих транзит около 50 млрд куб. м топлива в год, или 40% от общего объема транзита через Украину, а также подземного хранилища газа Угерское. Проведение запланированных работ будет обеспечивать дочерняя компания «Нафтогаза України» — «Укртрансгаз», в управлении которой находится газотранспортная система страны. Стоимость первого этапа проекта оценивается в $370 млн, львиную долю из которых — $300 млн — НАК намерен привлечь в виде кредитов зарубежных банков. По словам главы «Укртрансгаза» Ярослава Марчука, переговоры о возможном выделении средств уже ведутся с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком.
«Готовящаяся модернизация направлена в первую очередь на повышение надежности транзита. Построенные еще в 1978 году газопроводы успели порядком износиться. Несмотря на то что за все время эксплуатации ГТС не произошло ни одной крупной аварии, ее состояние все чаще вызывает опасение как в России, так и в Европе. Помимо обеспечения надежности, реконструкция газопровода даст возможность снизить затраты на транзит, что увеличит его прибыльность», — пояснил г-н Марчук. В компании подсчитали, что модернизация только компрессорных станций газопроводов «Союз» и «Уренгой–Помары–Ужгород» позволит ежегодно экономить $93,6 млн (из расчета цены на газ $120 за тыс. куб. м). А реконструкция ПХГ Угерское позволит увеличить общий объем закачки голубого топлива на 100 млн куб. м — до 3,85 млрд, кроме этого на 15% будет увеличена возможность максимального суточного отбора/закачки газа. Предполагается, что сроки окупаемости проекта составят от пяти до семи лет.
Появление нового проекта может свидетельствовать о том, что в Минтопэнерго уже определились со стратегией дальнейшего развития «Нафтогаза України». Напомним, что ранее ведомство рассматривало два возможных варианта: восстановление полной монополии на рынке газа либо сокращение функций компании лишь до транзитных. Причем первый сценарий развития событий эксперты изначально называли малореальным, поскольку для его реализации необходимо было отказаться от посреднических услуг RosUkrEnergo и добиться пересмотра контракта на поставку природного газа из России, что при нынешнем состоянии украинско-российских отношений является неподъемной задачей.
В то же время и дальше откладывать ревизию деятельности «Нафтогаза» было уже невозможно. Дело в том, что за последний год доходы НАК стали резко сокращаться. Повышение цены на импортируемое топливо существенно снизило рентабельность ее сбытовых дочерних компаний. «Газ Украины» потерял большую часть своих потребителей в промышленном секторе, приносивших ему основной доход, поскольку крупные предприятия начали закупать голубое топливо у совместного предприятия RosUkrEnergo и «Нафтогаза України» «УкргазЭнерго». Собственная добыча тоже не приносит значительных доходов, поскольку по действующим ныне нормативным актам весь добываемый в стране газ должен реализовываться для нужд населения. На сегодняшний день тариф на топливо для бытовой сферы самый низкий в Украине, и это, пожалуй, единственная категория потребителей, к которой поставщики газа не проявляют интереса.
Но уже в ближайшем будущем планируется, что основной доход НАК будет получать от транзита. Рост потребления топлива в европейских странах, а также возможность увеличить его транспортировку через территорию Украины после модернизации газотранспортной системы открывает перед компанией неплохие перспективы. Кроме всего прочего, возможность реализовать запланированные мероприятия собственными силами поможет стране снять еще один щекотливый вопрос. Последние несколько лет Москва склоняет Киев принять свои условия работы созданного в 2002 г. совместного предприятия НАК «Нафтогаз України» и ОАО «Газпром» — ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системой Украины». Российская сторона неоднократно предлагала сохранить низкие цены на поставляемый в нашу страну газ и помощь в модернизации ГТС в обмен на участие «Газпрома» в управлении ею. Однако такие предложения до сих пор не вызывали энтузиазма даже у «лучшего украинского друга» Кремля Виктора Януковича, который поклялся недавно не отдавать отечественную газотранспортную систему россиянам, пока будет сидеть в премьерском кресле. Так что реконструкция ГТС собственными силами позволит Киеву настаивать на своем варианте деятельности консорциума, направленной на строительство новых магистральных газопроводов.
Михаил Боднар
Инф. dsnews
e-finance.com.ua