• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Унификация
    2006-10-17 14:10:30

    Променяют ли четыре социальных отчисления в разные госфонды на один единый соцвзнос?

    Универсал национального единства, подписанный 3 августа 2006 года, содержит пункт 19 — о введении единого социального взноса с фонда оплаты труда. Что ж, если единство — то единство во всем, и, в частности, — в налогах и взносах. На самом деле ситуация в Украине дает возможность реализовать налоговую реформу полноценно, не ограничиваясь полунамерениями. А именно — не только снизить ставки основных налогов, но и реформировать принципы их взимания. Например, оставив начисления на фонд оплаты труда, которые на данный момент составляют 36%, государство фактически стимулирует использование конвертов с нелегальной заработной платой.

    Соцфондов у нас несколько: социальное страхование от несчастного случая на производстве, обязательное государственное пенсионное страхование, фонд оплаты труда, социальные взносы на случай безработицы, пенсионный сбор с купли-продажи безналичной валюты. В настоящий момент отчисления в четыре фонда составляют: в Пенсионный фонд — 31,8%; на случай временной потери трудоспособности — 2,9%; на случай безработицы — 1,3%; страховка от несчастных случаев на производстве — в зависимости от отрасли. Итого вместе выходит кругленькая сумма.

    Существенный факт: на сегодня около 60% населения получают заработную плату ниже прожиточного минимума. Многие эксперты видят выход в повышении уровня заработной платы и принятии Закона "О едином социальном взносе". Его цель — снизить нагрузки на фонд оплаты труда, стимулировать повышение размеров заработных плат и выход части фонда оплаты труда из "тени". Соответственно, принятие единого социального взноса позволит снять дублирование страховыми фондами функций, связанных с регистрацией страховщиков, сбором средств, осуществлением контроля за полнотой и своевременностью взимания взносов, более эффективным использованием средств соцстрахования.

    Для этого общая ставка отчислений в государственные страховые фонды и Пенсионный фонд должна постепенно снижаться и, согласно последнему и находящемуся сегодня на рассмотрении в Комитете Верховной Рады по вопросам финансов и банковской политики законопроекту, определяться в законе о государственном бюджете Украины на соответствующий год.

    Согласно прогнозу показателей сводного бюджета Украины по основным видам доходов, расходов и финансирования на 2008—2010 годы, планируется дальнейшее снижение ставки уже единого социального взноса в контексте общей пенсионной реформы при условии обеспечения бездефицитности Пенсионного фонда Украины. Механизм предлагаемого действия таков: происходит объединение существующих платежей в страховые фонды и Пенсионный фонд (единый платеж), разделение которого проводится Госказначейством Украины на счета фондов социального страхования. Таким образом, значительно упростится администрирование социальных взносов и последует процесс повышения заработных плат до уровня не ниже установленного прожиточного минимума.

    Теперь о реалиях бытия. С 1 января 2006 года предельная сумма заработной платы, на которую начисляются и с которой удерживаются взносы в соцфонды, привязана к прожиточному минимуму и составит десятикратный размер прожиточного минимума, соответственно: с 1 января — 4830 грн.; с 1 апреля — 4960 грн.; с 1 октября — 5050 грн. Если сумма совокупного месячного дохода работника превышает 4830 грн. (с 1 апреля — 4960 грн.), взносы в соцфонды с суммы превышения не взимаются. Иначе говоря, какой бы суммой работника не наградили, взносы и сборы в фонды будут взиматься только с 4960 грн. (до 1 апреля — 4830 грн.), а с суммы превышения — лишь 13% налога на доходы физлиц.

    Что касается зарубежного опыта, то относительно социальных налогов и взносов унифицированного подхода не существует. Но почти всюду совокупный налог меньше, чем в Украине. К примеру, в Дании взнос на социальное обеспечение составляет 8% от общей суммы доходов работника. А в Австрии налог на заработную плату взимается по ставке 3% из общего фонда оплаты труда. Кроме этого, законодательством установлена уплата работодателем взносов в Фонд распределения семейной нагрузки в размере 4,5% общего фонда оплаты труда. В Швеции налог на заработную плату носит целевой характер и предназначен для социального обеспечения немолодых сотрудников. Ставка составляет 24,26% от общего объема заработной платы работников, возраст которых превышает 65 лет. Главной тенденцией, определяющей в последнее время реформирование налогов в зарубежных странах, является реформирование соцналогов. Основной элемент данной реформы — снижение граничных минимальных и максимальных налоговых ставок. При этом в позитиве следует выделить создание благоприятных условий для использования труда как составляющего производства. В негативе — снижение налоговых ставок, возможно, будет препятствовать необходимому финансированию системы социального обеспечения.

    Теперь о реформировании украинского законодательства, а именно о плюсах и минусах единого социального взноса. Принятие закона о едином социальном взносе позволит повысить эффективность работы фондов социального страхования, в том числе путем более рационального использования средств на содержание административного аппарата. Также получится избежать ситуации, когда предпринимателям приходится заполнять отдельные формы для каждого фонда и выдерживать отдельные проверки от разных фондов. Главный аргумент — единый соцвзнос будет содействовать росту зарплаты в Украине и выходу из "тени" значительной части доходов граждан. Но при этом замена взносов на единый соцвзнос может привести к потере взаимосвязи между индивидуальным вкладом застрахованного лица и его работодателя с размером соцвыплат, которые данное лицо получает.

    И еще напрашивается вопрос: не будет ли уменьшение налогов, которые платят работодатели, автоматическим увеличением налоговой ответственности на плечах работников? Хотя при всем этом прогнозы социально-экономических последствий реформы в основном положительные. Ведь и для работников, и для работодателей важным является то, что единый налог позволит обеспечить полную прозрачность финансовых потоков для субъектов системы общеобязательного государственного социального страхования и предоставит возможность переориентировать функции и структуры фондов соцстрахования на работу с населением.

    Инга Левченко

    Инф. versii

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.