Променяют ли четыре социальных отчисления в разные госфонды на один единый соцвзнос?
Универсал национального единства, подписанный 3 августа 2006 года, содержит пункт 19 — о введении единого социального взноса с фонда оплаты труда. Что ж, если единство — то единство во всем, и, в частности, — в налогах и взносах. На самом деле ситуация в Украине дает возможность реализовать налоговую реформу полноценно, не ограничиваясь полунамерениями. А именно — не только снизить ставки основных налогов, но и реформировать принципы их взимания. Например, оставив начисления на фонд оплаты труда, которые на данный момент составляют 36%, государство фактически стимулирует использование конвертов с нелегальной заработной платой.
Соцфондов у нас несколько: социальное страхование от несчастного случая на производстве, обязательное государственное пенсионное страхование, фонд оплаты труда, социальные взносы на случай безработицы, пенсионный сбор с купли-продажи безналичной валюты. В настоящий момент отчисления в четыре фонда составляют: в Пенсионный фонд — 31,8%; на случай временной потери трудоспособности — 2,9%; на случай безработицы — 1,3%; страховка от несчастных случаев на производстве — в зависимости от отрасли. Итого вместе выходит кругленькая сумма.
Существенный факт: на сегодня около 60% населения получают заработную плату ниже прожиточного минимума. Многие эксперты видят выход в повышении уровня заработной платы и принятии Закона "О едином социальном взносе". Его цель — снизить нагрузки на фонд оплаты труда, стимулировать повышение размеров заработных плат и выход части фонда оплаты труда из "тени". Соответственно, принятие единого социального взноса позволит снять дублирование страховыми фондами функций, связанных с регистрацией страховщиков, сбором средств, осуществлением контроля за полнотой и своевременностью взимания взносов, более эффективным использованием средств соцстрахования.
Для этого общая ставка отчислений в государственные страховые фонды и Пенсионный фонд должна постепенно снижаться и, согласно последнему и находящемуся сегодня на рассмотрении в Комитете Верховной Рады по вопросам финансов и банковской политики законопроекту, определяться в законе о государственном бюджете Украины на соответствующий год.
Согласно прогнозу показателей сводного бюджета Украины по основным видам доходов, расходов и финансирования на 2008—2010 годы, планируется дальнейшее снижение ставки уже единого социального взноса в контексте общей пенсионной реформы при условии обеспечения бездефицитности Пенсионного фонда Украины. Механизм предлагаемого действия таков: происходит объединение существующих платежей в страховые фонды и Пенсионный фонд (единый платеж), разделение которого проводится Госказначейством Украины на счета фондов социального страхования. Таким образом, значительно упростится администрирование социальных взносов и последует процесс повышения заработных плат до уровня не ниже установленного прожиточного минимума.
Теперь о реалиях бытия. С 1 января 2006 года предельная сумма заработной платы, на которую начисляются и с которой удерживаются взносы в соцфонды, привязана к прожиточному минимуму и составит десятикратный размер прожиточного минимума, соответственно: с 1 января — 4830 грн.; с 1 апреля — 4960 грн.; с 1 октября — 5050 грн. Если сумма совокупного месячного дохода работника превышает 4830 грн. (с 1 апреля — 4960 грн.), взносы в соцфонды с суммы превышения не взимаются. Иначе говоря, какой бы суммой работника не наградили, взносы и сборы в фонды будут взиматься только с 4960 грн. (до 1 апреля — 4830 грн.), а с суммы превышения — лишь 13% налога на доходы физлиц.
Что касается зарубежного опыта, то относительно социальных налогов и взносов унифицированного подхода не существует. Но почти всюду совокупный налог меньше, чем в Украине. К примеру, в Дании взнос на социальное обеспечение составляет 8% от общей суммы доходов работника. А в Австрии налог на заработную плату взимается по ставке 3% из общего фонда оплаты труда. Кроме этого, законодательством установлена уплата работодателем взносов в Фонд распределения семейной нагрузки в размере 4,5% общего фонда оплаты труда. В Швеции налог на заработную плату носит целевой характер и предназначен для социального обеспечения немолодых сотрудников. Ставка составляет 24,26% от общего объема заработной платы работников, возраст которых превышает 65 лет. Главной тенденцией, определяющей в последнее время реформирование налогов в зарубежных странах, является реформирование соцналогов. Основной элемент данной реформы — снижение граничных минимальных и максимальных налоговых ставок. При этом в позитиве следует выделить создание благоприятных условий для использования труда как составляющего производства. В негативе — снижение налоговых ставок, возможно, будет препятствовать необходимому финансированию системы социального обеспечения.
Теперь о реформировании украинского законодательства, а именно о плюсах и минусах единого социального взноса. Принятие закона о едином социальном взносе позволит повысить эффективность работы фондов социального страхования, в том числе путем более рационального использования средств на содержание административного аппарата. Также получится избежать ситуации, когда предпринимателям приходится заполнять отдельные формы для каждого фонда и выдерживать отдельные проверки от разных фондов. Главный аргумент — единый соцвзнос будет содействовать росту зарплаты в Украине и выходу из "тени" значительной части доходов граждан. Но при этом замена взносов на единый соцвзнос может привести к потере взаимосвязи между индивидуальным вкладом застрахованного лица и его работодателя с размером соцвыплат, которые данное лицо получает.
И еще напрашивается вопрос: не будет ли уменьшение налогов, которые платят работодатели, автоматическим увеличением налоговой ответственности на плечах работников? Хотя при всем этом прогнозы социально-экономических последствий реформы в основном положительные. Ведь и для работников, и для работодателей важным является то, что единый налог позволит обеспечить полную прозрачность финансовых потоков для субъектов системы общеобязательного государственного социального страхования и предоставит возможность переориентировать функции и структуры фондов соцстрахования на работу с населением.
Инга Левченко
Инф. versii
e-finance.com.ua