• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Правительственная пятилетка
    2006-10-20 14:44:38

    Кабмин намерен иметь к 2011 году в Украине постиндустриальную экономику. Очередная декларация или наконец серьезная концепция?

    6 октября на круглом столе министр экономики Владимир Макуха представил проект программы деятельности Кабинета министров «Конкурентная Украина», рассчитанный на его выполнение в 2006-2011 гг. Документ пройдет долгие стадии обсуждения с экспертами, прежде чем попадет в Верховную Раду для рассмотрения народными депутатами.

    Декларация экономической независимости
    Пока интересы всех ключевых групп не будут учтены, проект не появится в Верховной Раде.

    В целом проект представляет собой двухэтапную программу, выполнение которой предполагает за период 2006-2008 гг. выход на устойчивые темпы роста экономики. И уже вследствие этого с 2009 по 2011 г. планируется переход к постиндустриальной экономике. Как уточнил Владимир Макуха, эти планы рассчитаны в первую очередь на параллельное проведение институциональных реформ – административной, налоговой, бюджетной, судебной. Операционными целями, как заявлено в программе, является повышение конкурентоспособности Украины практически во всех областях – от товаров и технологий до уровня образования и социальной защищенности. Тут же подразумеваются активные интеграционные процессы, создание энергетической безопасности, усиление обороноспособности государства и формирование среднего класса как локомотива будущих изменений.

    Несмотря на уточнение Владимира Макухи о достаточно «сыром» варианте проекта, документ подвергся критике экспертов. Они отметили, что данный проект – достаточно прогрессивная разработка целей, однако он содержит неясный и «размытый» инструментарий. Как следует из документа, основным механизмом привлечения средств в экономику являются государственные инвестиции наряду с инвестициями частного национального капитала. Однако инструментов контроля и отчетности за вложения из государственной казны не предусмотрено. К тому же основные вложения предусматриваются именно в сферу высоких технологий, о чем пока, по мнению экспертов, говорить рано.

    Ставка правительства на создание конкурентного и «конвертируемого» образования (что также является сферой интересов государственного инвестирования) выразилась в предложении создать на базе университетов научные центры, сформировать систему кредитования для получения высшего образования и в результате довести показатель охвата населения высшим образованием до 65%. Данные заявления, по мнению экспертов, носят скорее декларативный характер.

    Не менее декларативной показалась и идея создания ежегодно до одного миллиона рабочих мест и формирование «среднего класса», для чего было предложено перераспределение доходов богатой части населения в пользу малоимущих. По мнению экспертов, это опасный акцент. Однако заявленную в программе налоговую реформу эксперты предложили рассматривать ядром программы. Они активно поддержали перераспределение отчислений в фонд заработной платы между работодателем и работником по предложенному принципу снижения нагрузки на работодателя. «Снижение давления на работодателя необходимо. Это будет способствовать детенизации доходов и заложит механизм стимулирования обновления основных фондов компаний», – заметил заместитель председателя конфедерации работодателей Украины Василий Надрыга.

    Только для «своих»
    Камнем преткновения стала неясность распределения приоритетов между крупным и малым бизнесом и проблема привлечения капитала. «Создается впечатление, что государство по-прежнему будет развивать крупного производителя в ущерб малому и среднему бизнесу. Хотя приоритет с точки зрения постиндустриальной экономики должен отдаваться именно развитию сферы услуг и товаров, производимых малым и средним бизнесом», – отметила генеральный директор Бюро экономических и социальных технологий  Ирина Акимова. Эксперты обратили внимание на недостаточное внимание именно этим направлениям и ставку правительства на традиционные сырьевые секторы – металлургический комплекс и горнодобывающую промышленность.

    Усиление национального капитала в условиях глобальных слияний и поглощений было названо фактической «консервацией» капитала внутри страны. Привлечение иностранного капитала не является приоритетом для правительства, что подтвердил министр экономики. «Пока у нас внутри страны не заработают собственные компании, пока рынок не станет развитым, говорить о серьезном интересе зарубежных инвесторов рано», – парировал он на замечание экспертов. Относительно традиционного инструмента наполнения инвестиционного фонда страны – приватизации – министр экономики также настроен весьма пессимистично: «Не так уже много осталось объектов для продажи – «Укртелеком», «Укрзалізниця»… Большая часть объектов уже давно в частных руках». Однако он признал, что комплекс ЖКХ является возможным претендентом на приватизацию, и тут возможен серьезный приток капитала. Но тем не менее составить и обнародовать четкий список государственных компаний, подлежащих приватизации в ближайшее время, правительство пока не готово.

    Свободно-экономическая анархия
    Тезис первого вице-премьера Украины Николая Азарова о поддержке СЭЗ и ТПР также оказался зафиксирован в проекте деятельности правительства, что является, по заверениям экспертов, ошибкой, влекущей за собой создание неравных условий для развития бизнеса в регионах. Четкого ответа, в какую экономическую систему из предлагаемых Украина намерена интегрироваться в ближайшее время – в ВТО, ЕЭП или поддерживать намерения по созданию единого таможенного союза с Россией и странами СНГ – в документе нет. «Декларация сотрудничества со всеми этими структурами зафиксирована и не раз оговаривалась. Однако нет четких приоритетов, механизмов, временных рамок, перечня действий правительства в этом направлении, что оставляет достаточно широкое поле для домысливания», – отметил заведующий отделом социально-экономической стратегии и экономической безопасности Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило.

    Также эксперты отметили отсутствие в представленном документе однозначного ответа на возможность амнистии теневого национального капитала и защиты прав владельцев приватизированных предприятий. «Неясно, идем в итоге на амнистию капиталов или нет? Если да, то какова она будет – этот вопрос один из наболевших», – подчеркнул директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. Он уверен, что данное решение позволило бы активизировать инвестиции отечественных компаний без опасений последующих репрессий и заинтересовать иностранных инвесторов отсутствием крупномасштабных реприватизаций. Однако такое предложение Владимир Макуха воспринял со скепсисом, явно не желая портить статистические показатели. «После амнистии капиталов резко упадут показатели инвестиций иностранного капитала», – отметил он, намекая на истинное происхождение сегодняшних инвестиций.

    В представленном проекте не оказалось также четкой позиции правительства относительно макроэкономических показателей – какая будет инфляция, будет ли изменяться валютный курс и в пределах какого коридора. При этом в возможных рисках программы были учтены макроэкономические показатели внешнего рынка, его конъюнктуры в сфере энергоносителей, а также возможное давление со стороны ведущих оков геополитического пространства.

    Внутренняя ситуация и связанные с ними риски практически отобразили реальную ситуацию, в которой предстоит реализовывать данный проект – нестабильность политической ситуации, отсутствие диалога между властью, коалицией и оппозицией, лоббирование интересов национальных экономических групп. Пока интересы всех означенных групп не будут учтены, проект не появится в Верховной Раде. Владимир Макуха на вопрос, когда будет представлен окончательный вариант доработанного проекта, сообщил, что процесс его обсуждения только начался, и после детальной проработки всех предложений экспертов состоится его очередное обсуждение. Ввиду того, что многие аспекты программы связаны с бюджетными средствами, по мнению экспертов, ожидать его появления в парламенте стоит одновременно с принятием государственного бюджета на 2007 г.

    Алена Кузьменко

    Инф. companion

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.