С начала 2007 года крупнейший банк Испании будет использовать свои отделения в качестве сети розничных продаж. Коммерческие будут вскоре расти не только благодаря предоставлению финансовых услуг, но также продажам путевок, автомобилей и плоских мониторов. По крайней мере, так считает Франциско Гонзалес, который уже 6 лет руководит вторым по величине банком Испании BBVA. В разговоре он подтверждает, что с нового года филиалы банка перейдут на новый, более гибкий режим работы, а база предоставляемых продуктов значительно расширится: «На стратегических точках продаж мы хотим быть в распоряжении клиента все 12 часов, каждый день. В первую очередь мы предложим продукты из фармацевтического сектора». Он имеет в виду лекарства и средства по уходу за телом. В дальнейшем предложение должно расшириться.
«Я думаю, что благодаря информационным технологиям банки будут ать совсем иную роль в будущем. Они станут специализированными учреждениями по продажам и сбыту, и мы хотим быть первопроходцами, — говорит 61-летний Гонзалес. — Благодаря новым технологиям мы владеем большим количеством информации о наших клиентах. И потенциал далеко не исчерпан». «Если мы знаем, что у жены клиента скоро будет день рождения, то мы можем за 10 дней до этого сделать ему совершенно конкретные предложения — а именно, что он может ей купить», — говорит со знанием дела Гонзалес.
Догнать и перегнать
Биржевые котировки подкрепляют статус BBVA, четвертого по величине банка в еврозоне. Гонзалес хочет стать первым и вместе с тем перехитрить своего вечного соперника — Santader Central Hispano (SCH). Ведь еще недавно президент банка SCH Эмилио Ботин доказывал всем инновативность своего детища. Благодаря продаже нескольких пакетов акций BBVA закончил первое полугодие с рекордной прибылью в $3,3 млрд., что на 80% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В следующем году компания хочет продвинуться вперед и войти в восьмерку крупнейших банков мира. Все больше клиентов покупают финансовые продукты BBVA в Интернете. В надежде на дополнительную прибыль ставка была сделана на 3440 отделений в Испании, Португалии, Латинской Америке, Азии и США.
Для достижения такой цели управление внутри банка будет более жестким и упорядоченным. Изменятся требования к персоналу. Многие отделения будут иметь только одного руководителя. Таким образом, менеджер станет как бы предпринимателем-одиночкой. Львиная доля жалования будет зависеть от уровня продаж. BBVA успел протестировать некоторые нововведения. В этом году единичные отделения уже продавали автомобили и плоские мониторы.
Отраслевой кризис
В последнее время Германия переживает противоположные тенденции. Здешние банки должны конкурировать с компаниями из других отраслей. Автосалоны предлагают автокредитование, открытие жиросчета (счет в почтовом отделении) и потребительские кредиты. В кофейнях Tchibo можно купить страховку, а сеть магазинов одежды C&A получила недавно банковскую лицензию. Немецкое дочернее отделение шведского банка SEB уже подумывает о переходе в небанковский сектор. В рамках рекламной акции они продают туристические путевки.
В банковской среде на новую концепцию BBVA смотрят скептически. «Я не считаю, что банки могут продавать все. Продавать велосипеды или что-то в этом роде? Это сложно», — говорит Мариано Риэстра, коммерческий директор Commerzbank в Испании.
Инф. delo