Заместитель министра финансов Татьяна Ефименко уверена, что восстановленные свободные экономические зоны не станут источниками злоупотреблений.
– В проекте бюджета на 2007 год предусмотрено увеличение дефицита до 2,6%. За счет каких средств Кабмин планирует его покрывать?
– Источниками финансирования дефицита госбюджета на 2007 год объемом 15,148,4 млн. грн. являются поступления от приватизации госимущества в сумме 10,020,4 млн. грн., государственные займы в объеме 4,977,3 млн. грн., а также финансирование за активными операциями — 150,7 млн. грн.
– Насколько при этом увеличится внешний долг Украины? Какую сумму необходимо будет выделить на обслуживание этого долга?
– Внешний долг увеличится на 3,647 млн. грн. По нашим прогнозам, начиная с 2008 года, обслуживание долга может составить до 364,7 млн. грн. ежегодно.
– Почему Кабмин решил вернуться к СЭЗ и ТПР?
– Ликвидация в 2005 году налоговых льгот для СЭЗ и ТПР стала результатом намерений правительства остановить злоупотребления отдельных предприятий со статусом субъекта СЭЗ или ТПР. Но это привело к тому, что из-за резких изменений в законодательстве пострадали многие инвесторы, которые эффективно работали и полностью выполняли свои инвестиционные обязательства. Для урегулирования такой ситуации были направлены нормы 1-4 статьи 9 проекта Закона «О государственном бюджете Украины на 2007 год». Предложенный режим налогообложения в СЭЗ и ТПР направлен на поддержку инвестиций, развитие деловой активности. Такой режим предусматривает отсрочку в выплате налога на прибыль, освобождение на два года от уплаты ввозной пошлины нового оборудования и комплектующих к нему (исключение составляют подакцизные товары), специальный порядок налогообложения ввозными пошлинами и НДС субъектов СЭЗ, на территории которых действует режим специальной таможенной зоны. Продукция, изготовленная в СЭЗ, будет ввозиться на таможенную территорию Украины, как обычный импорт, то есть с уплатой всех причитающихся государству денежных средств.
– Насколько известно, СЭЗ и ТПР созданы Законом о государственном бюджете, — это не означает, что зоны будут действовать только год?
– Я уверена, что включение этих норм к проекту Закона о бюджете на 2007 год не означает, что они внедряются только на 1 год. С целью их закрепления на постоянной основе разработан специальный проект закона, который будет подан на рассмотрение Верховной Рады Кабинетом Министров в ближайшее время. Предложенные механизмы полностью корреспондируются с положениями Киотской конвенции, к которой недавно присоединилась Украина.
– Чем объяснить серьезный региональный перекос в возвращении НДС?
– Я хотела бы отметить, что возмещение налога осуществляется не по региональному принципу, а в соответствии с результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятий и поданных на их основе деклараций при условии подтверждения сумм на возмещение документальными проверками.
Следует отметить, что именно на протяжении 2005 года произошли структурные деформации в региональном распределении бюджетного возмещения НДС. Так, в ряде областей в прошлом году при увеличении части регионов в общих заявках на бюджетное возмещение наблюдалось сокращение их части в фактическом возмещении, что в следствии привело к увеличению бюджетной задолженности по возмещению НДС. Таким образом, в 2006 году в отдельных областях, в том числе Донецкой, одновременно с возмещением НДС за текущими заявками происходило возмещение НДС за заявками прошлого года, что, конечно, повлияло на общие объемы возмещения НДС.
В то же время хочу подчеркнуть, что за период январь-август 2006 предприятиями донецкой области экспортировано товаров на сумму 27,7 млрд. грн., или 23 % всего объема экспортных операций в Украине. Объем инвестиций в основной капитал области по итогам первого полугодия составил 4,4 млрд. грн., или 10% от объемов инвестиций в Украине. Таким образом, я не вижу причин говорить о региональных «перекосах» в бюджетных возмещениях по НДС в 2006 году.
Катерина ПРИЩЕПА, Владислав ЛИТКЕВИЧ
Инф. delo
e-finance.com.ua