Бизнес в очередной раз пытается направить страну по пути прогресса
Если бы все зависело только от названия, то, наверное, партия «Успешная Украина», если бы такая была создана, могла бы рассчитывать на хорошее место во время избирательных гонок. Но общественная организация под таким названием сознательно отказалась от любой политики и делает отчаянные попытки сплотить общественность и бизнес вокруг своих идей, квинтэссенция и вектор действия которых — это, понятно, успех нашей страны.
Но пока что привлекает внимание только красивое название, а вот программа и другие документы, на проработку которых расходуется едва ли не все свободное время этого общественного центра, вызывают или же скепсис, или же споры даже с теми людьми, которые также искренне желают украинскому обществу и государству расцвета и готовы над этим работать.
К сожалению, такой вывод можно было сделать, послушав дискуссию, проведенную «Успешной Украиной» с представителями нескольких других общественных и негосударственных организаций во время круглого стола «Взгляд оптимистов на горячие украинские проекты: бюджет-2007, реформу налоговой системы, стратегию развития страны». Собственно, абсолютно все были согласны с тем, что Украина уже давно должна была стать успешной страной и теперь необходимо наверстывать упущенное. Как всегда, не было лишь полного согласия относительно того, как это сделать.
«Успешная Украина» предложила на рассмотрение коллег свою концепцию реформирования, рассчитанную на то, чтобы сделать «большой скачок» за 10 — 15 лет, а не на протяжении жизни нескольких следующих поколений. Если очень коротко, то суть предлагаемого состоит в наведении, на первом этапе, демократического порядка. Далее идет исправление социально-психологического настроения в стране на позитивное — иными словами, превращение граждан из пессимистов, которыми они преимущественно являются сегодня, в оптимистов и установление в обществе привычки реального и плодотворного социального партнерства, концепция которого определяется как «формирование командного духу доверия между различными прослойками населения и его использование для стремительного развития». Ключевой тезис концепции «УУ» — это успех путем выигрыша страны в конкурентной борьбе.
Конечно, очень большая проблема в том, как именно навести в стране демократический порядок, т.е. создать предпосылки для дальнейшего развития. Как считает председатель правления «УУ» Юрий Бойко, «нужно как-то повлиять на элиты украинского общества, на людей, в чьих руках сконцентрирована власть, т.е. на политиков, чиновников, бизнесменов, представителей СМИ, судей таким образом, чтобы они начали наконец-то работать не столько на себя, сколько на все общество, на его интересы». По мнению Бойко, для этого всех их нужно поставить в условия, когда они будут вынуждены работать честно и при этом смогут добиваться успеха. Такие намерения, как он считает, не идеализм, а реальная задача. Для этого, согласно концепции «УУ», следует принять соответствующие законы, направленные на внедрение системы жесткой ответственности, и «реформировать» в первую очередь людей, создав для них условия, когда будет выгодно жить и работать честно. Такие граждане «автоматически сделают все необходимое для процветания (собственного и страны)», утверждают авторы концепции. По мнению Бойко, в украинском обществе «нужно обновить доверие простых граждан к политикам, доверие бизнеса к политикам и чиновникам». От двух последних категорий граждан «успешные украинцы» требуют «государственнического отношения к своему делу», а всему обществу предлагают объявить войну лжи, подчеркивая, что сегодня не существует условий, чтобы кто-либо мог работать честно. В частности, бизнесмен не выживет и обанкротится, если будет выплачивать все налоги, и даже налоговики это хорошо понимают, а поэтому идут на компромиссы с совестью и часто закрывают глаза на те или иные нарушения. «Ложь необходимо пресечь», — считает Бойко, а уже после того вводить строгую ответственность за невыполнение законов или правил». По его мнению, нынешняя власть может сделать те шаги, которых не сделала власть «оранжевая». А куда именно идти, перечень необходимых шагов, говорит Бойко, мы даем в своей концепции. И это, как он считает, путь к быстрому развитию Украины.
К сожалению, мало кого в нашем Отечестве сегодня считают пророком. Поэтому и на этом собрании скепсиса было более чем достаточно. В частности, высказывались даже точки зрения о том, что давление снизу на политиков и чиновников — это только абстракция. Впрочем, лидер известного бизнесового союза «Новая формация» Вячеслав Кредисов подчеркнул, что в Украине существуют влиятельные общественные организации, признанные на политическом рынке страны. Однако он предлагает им ставить исключительно реалистические цели и припоминает опыт своей недавней работы на должности заместителя министра обороны. Тогда, говорит Кредисов, «ежедневно поступало обращений из различных организаций граждан не меньше десяти, и объективно можно сказать, что в том случае, когда вносится какое-то невыполняемое предложение, его откладывают. А если поступает предложение, которое можно реализовать, то к нему относятся очень положительно». Кредисов советует общественным организациям несколько уменьшить количество целей, которые ставятся перед собой («одна, две конкретных, которых можно достичь»). В частности, например, создать совет общественных организаций при председателе Верховной Рады. Он также охарактеризовал правительство и его аппарат как крепкую организацию, которая всегда мощно — и раньше, и теперь — защищается от всех предложений, поступающих к ней. И, по его мнению, не стоит занимать в отношениях с нею позу ментора, которого все должны слушать, — это ни к чему не приведет. Вместо этого Кредисов предлагает бизнесу и общественности отработать процедуры и формулы постоянных рабочих отношений общественных организаций на уровне правительства и министерств. При этом он не соглашается с Бойко который настаивает на том, что первый шаг к реформированию общественных отношений должны сделать именно политики и чиновники. «Неправильно думать, что там (в правительстве. — Авт .) кто- то знает, что мы здесь с вами существуем, — подчеркивает экс- замминистра и добавляет: — Первый шаг всегда должны делать общественные организации. В них всегда объединяются социально активные люди, которым есть что сказать. И нынешний наш круглый стол — это именно первый шаг. Мы не ждем, пока к нам кто-то придет».
Пример конкретного подхода к реформированию налоговой сферы показала специалист проекта USAID «Реформа в сфере сельского хозяйства. Усовершенствование нормативно-законодательной базы» Наталья Саперович. С ее точки зрения, интеграция Украины в мировое экономическое пространство требует замены ныне действующего налогового инструментария на более эффективный, способный обеспечить компромисс интересов налогоплательщиков и государства. Как отмечает, в частности, Саперович, уже с 2010 года в Украине вместо фиксированного сельскохозяйственного налога должны быть введены налог на прибыль и налог на землю.
Конечно, концепция «Успешной Украины» также предусматривает новации в налоговой сфере. Между прочим, здесь речь идет о «немедленном уменьшении избыточной налоговой нагрузки в большинстве отраслей экономики, что приводит только к росту экономики теневой, к коррупции». Это, можно сказать, достаточно радикальное требование. А вот в обращении участников круглого стола применена более реалистическая формулировка: «Предлагаем считать одним из главных критериев качества налоговой системы возможность для предпринимателей различных отраслей получать адекватную условиям Украины прибыль, честно выплачивая все налоги». Считаем, государство с этой словесной формулой не может не согласиться. Вопрос в том, будут ли отвечать ей количество налогов и их ставки, а также система налогового администрирования...
Виталий КНЯЖАНСКИЙ
Инф. day
e-finance.com.ua