Кабинет Министров и президент предлагают Верховной Раде два разных законопроекта о Кабинете Министров. В основу обоих текстов лег текст законопроекта, разработанный Кабинетом Министров под руководством Юрия Еханурова. После этого его доработали по своему усмотрению в Кабинете Министров Виктора Януковича и Секретариате президента. Закон о Кабмине призван урегулировать его деятельность после политической реформы. Попытки принять такой закон Рада принимала еще при президенте Леониде Кучме, однако тогда президент ветировал его. Преодолеть вето президента депутаты не смогли.
В работе над новой версией закона будут соревноваться точки зрения правительственной коалиции и президента. Свой законопроект Кабинет Министров подал на рассмотрение парламента 13 октября. Через две недели в Раде был зарегистрирован проект закона из Секретариата президента.
Два варианта законопроекта разнятся в частности тем, как они трактуют полномочия президента и премьера. «Акты президента Украины неотложно скрепляются подписями премьер-министра Украины и министра, ответственного за их выполнение», — говорится в проекте президента. Несколько иная точка зрения у коалиции. «Акты президента Украины скрепляются подписями премьер-министра Украины и министра, ответственного за акт и его выполнение», — говорится в проекте Кабмина.
В сентябре премьер-министр Виктор Янукович отказался скрепить своей подписью и вернул в Секретариат президента семь указов. Янукович мотивировал это тем, что указы президента были обнародованы до того, как он скрепил их подписью. «Нам нужно предупреждать вопросы, которые будут возникать, и снимать их», — сказал он.
В проекте закона о Кабинете Министров, предложенном коалиционным правительством, также предлагается усилить роль Кабмина в законотворческом процессе.
В частности, законопроект предлагает, чтобы заключения Кабмина по законопроектам, которые влияют на формирование бюджета, подлежали рассмотрению Верховной Радой.
«В случае негативного заключения Кабинета Министров относительно влияния проекта закона на доходную или расходную части государственного бюджета его рассмотрение невозможно и включение в повестку дня заседания Верховной Рады без согласования с правительством», — сказал вице-премьер Дмитрий Табачник.
Оба законопроекта предполагают солидарную ответственность Кабинета Министров. Они также предполагают введение нового понятия «политическая должность» с тем, чтобы на ов Кабинета Министров не распространялись положения закона о государственной службе в части принятия на работу и увольнения с должности. Выводы научно-экспертного управления Верховной Рады указывают, что проект закона от Кабинета Министров не поясняет в полном объеме понятия «политическая должность». Проект из Секретариата научную экспертизу еще не прошел.
Катерина ПРИЩЕПА
Инф. delo
e-finance.com.ua