Действующее налогообложение тормозит продажи автомобилей по системе трейд-ин — новые в обмен на подержанные. Конкурентная борьба за покупателя заставляет автомобильные салоны расширять перечень предоставляемых услуг. Одна из них — трейд-ин. Она рассчитана на тех покупателей, которые решили сменить свой подержанный автомобиль на новый.
Популярная схема
В Европе автомобильные производители обязывают своих дилеров заниматься трейд-ин, так как эта услуга решает две задачи: стимулирует продажи новых автомобилей и расширяет клиентскую аудиторию марки за счет привлечения тех покупателей, у которых пока не хватает денег на новый автомобиль. Кроме этого, торговля выкупленными по трейд-ин подержанными машинами в странах ЕС является более прибыльным бизнесом, чем продажа новых авто. Это связано с тем, что автомобильные концерны диктуют дилерам ценовую политику, поэтому маржа при продаже новых машин незначительна. В то же время прибыль при торговле подержанными автомобилями зависит в основном от искусства продавца.
В Украине дилеры самостоятельно решают, заниматься им трейд-ин или нет. Сейчас основная причина для использования этого сервиса — повышение продаж новых автомобилей. «Благодаря трейд-ин привлекаются те покупатели, которые не желают терять личное время на продажу старой машины. Эта услуга для тех, кто хочет поменять свой автомобиль на новый за один день», — говорит Артем Ткаченко, директор по маркетингу и стратегическому развитию группы компании «ВиДи».
Благодаря трейд-ин в компании «Илта», официальном импортере Peugeot, продается до 7% новых автомобилей. У компании «КИА Моторс Украина» этот показатель колеблется в пределах 5-7%. В то же время в корпорации «АИС», которая является дилером и импортером нескольких автомобильных марок, благодаря трейд-ин продают только около 1%. «Спрос на продажу автомобилей по трейд-ин присутствует в сегменте иномарок стоимостью от 10 тыс. евро», — говорит Елена Федорей, PR-менеджер корпорации «АИС». По ее данным, при продаже автомобилей российского производства трейд-ин вообще не используется.
Вопрос в оценке
В Украине существуют две разновидности трейд-ин. Первая — выкуп автомобиля, когда автодилер сразу же покупает подержанный автомобиль, и эти деньги тут же зачитываются при расчете за новую машину. Вторая — комиссия, при которой подержанный автомобиль выставляется на продажу на комиссионной площадке автодилера. Во втором случае покупателю новой машины придется ждать пока его старую машину продадут. Но он может получить за нее большую сумму, чем сразу же согласившись на выкуп автодилером.
Для покупателя автомобиля, решившего воспользоваться трейд-ин, ключевым фактором является определение цены его старой машины. Ведь стоимость старого авто отнимают от цены нового.
По словам Валерия Ильченко, генерального директора компании «Илта» — официального импортера Peugeot в Украине, есть три критерия, в соответствии с которыми оценивается автомобиль. Это год выпуска, пробег и техническое состояние машины. «Определив базовую цену авто, в беседе с владельцем договариваемся о конечной цене. Сделка должна устраивать обе стороны», — отмечает Ильченко. Какой процент от базовой цены удастся выторговать в процессе переговоров с продавцами автосалонов, он не уточнил.
По информации, полученной в неформальных беседах с автоторговцами, максимальный размер наценки, которую они могут предоставить составляет 5%. Если не удастся поднять стоимость старой машины, следует добиваться скидки на новую — хотя и тут вряд ли удастся выторговать больше 5%.
В любом случае, как отмечают сами работники автосалонов, стоимость подержанного автомобиля окажется на 10-15% меньше, чем в среднем на вторичном рынке. Продавцы объясняют это в первую очередь особенностями системы налогообложения юридических лиц. «Выкупая автомобиль у покупателя, автосалон не имеет права отнести 20% (размер ставки НДС) от уплаченной сумы в налоговый кредит. Продав же эту машину, НДС включается в налоговые обязательства перед государством. Проще говоря, 20% уходят на налог», — пояснил Ткаченко.
Налог тормозит развитие
Существуют несколько способов обхода уплаты НДС при трейд-ин, один из которых — проведение сделки через компанию, освобожденную от уплаты НДС. Но кроме технологических проблем, такие схемы могут негативно сказаться на репутации автодилера. «Сложно убедить покупателя автомобиля, тем более дорогого, в респектабельности компании и надежности сервиса, в то время как покупка оформляется через другую фирму», — отмечает Ткаченко.
По словам Елены Демьянчук, менеджера по связям с общественностью «АВТ Бавария», из-за налоговых неувязок и нежелания связываться со схемами уклонения компания «АВТ Бавария», официальный импортер BMW в Украине, не предоставляет услугу трейд-ин.
Несмотря на незначительные объемы продаж новых автомобилей по трейд-ин, большинство дилеров оценивают перспективы развития этой услуги оптимистично. Залогом расширения круга клиентов трейд-ин является повышение благосостояния украинцев и увеличение среди них владельцев автомобилей. Кроме этого, все автоторговцы отмечают, что главным тормозом в увеличении применения трейд-ин является несовершенная система налогообложения.
Андрей ЗАИКА
Инф. delo
e-finance.com.ua