Уже два года прошло с тех пор, как я заправляю автомобиль на «Укравто». Решение такое приняла не я, а мой автомобиль. Как-то в 2004 году, в разгар борьбы правительства с ростом стоимости нефтепродуктов, заправилась 95-м (не буду называть бренд, под которым работала та заправка, скажу только, что заправки эти работают по всей Украине по джоберским соглашениям). Так вот, залив полный бак, я спокойно доехала до стоянки, зато утром мой автомобиль при повороте ключа зажигания издал звук, похожий на прерывающуюся сирену. И так несколько раз. Пришлось связаться с сервисной службой. Мне объяснили, что европейские автомобили достаточно капризные и не любят плохого топлива. Скорее всего, именно по этой причине засорился фильтр: «Попробуйте проехать со скоростью 70 км/час минут пять — если звук не прекратится, приезжайте, будем смотреть», — сказали мне по телефону.
Моему автомобилю понадобилось 2 минуты езды, чтобы прийти в себя — с тех пор я на эти заправки ни ногой. Покупаю только дорогой бензин и желательно на заправках, подконтрольных Васадзе. «Укравто» поставляют европейский бензин из Литвы. Бензин, кстати, не совсем дешевый — около 5 грн./л стоит А-95+. Так что полный бак обходится мне в 200 грн. с хвостиком.
На прошлой неделе все же пришлось рискнуть — до «Укравто» я с пустым баком просто не дотянула. У меня было два варианта — залить в машину А-95 или А-98. Причем разница в цене очень существенная — А-95 стоил 3,65 грн. за литр, А-98 — чуть меньше 5 грн. Впрочем, долго мне эту дилемму решать не пришлось — когда остановилась у колонки, заправщик дружески так говорит: «Мы бензин не бодяжим, как другие, но все же берите 98-й — не ошибетесь». Я взяла — и не ошиблась.
А теперь вот думаю, для кого существует дешевый бензин и зачем этот дешевый пиар нынешнему правительству. Так же, как и виртуально дешевеющие день ото дня продукты питания. Правительство и Антимонопольный комитет уже больше месяца рапортуют о снижении цен то там, то здесь. А в супермаркетах руководство нашим корреспондентам отказывается официально комментировать тему снижения цен, кивая в сторону высокого начальства, запретившего давать информацию. Зато неофициально продавцы говорят, что меняют ценники чуть ли не ежедневно и, естественно, в сторону увеличения. То, что цены растут — это нормальное явление для растущей экономики. Прогнозный рост ВВП на уровне 6% вполне сопоставим с уровнем инфляции в размере 10%.
Правительство Тимошенко было откровенно левым. При нем с украинских рынков по всей Украине исчезло мясо — потому что на него была установлена жесткая отпускная цена. При нем был принят и выполнялся социально ориентированный бюджет, хотя тот трещал по швам. Правительство Еханурова было дезориентировано и не имело четкой идеологии. По своим взглядам сам Юрий Иванович — приверженец правых взглядов, но он предпочел работать в рамках той идеологии, которая была предложена ему предшественниками, а может, и президентом. В результате мы имели технократическое правительство, готовое профессионально действовать в очень узких рамках.
Мне кажется, что нынешнему правительству, которое представляет интересы крупного капитала, не следует стесняться своей правой ориентации. Нужно без социальных заигрываний расписать экономическую перспективу при таком подходе. Ведь пустили же на самотек массовое увеличение тарифных ставок на жилищно-коммунальные услуги. И никакого социального взрыва. Нынешние бюджетные новации — преференции бизнесу, изменение амортизационной политики, увеличение налогообложения доходов физических лиц с 13 до 15% — красноречиво говорят о правой позиции правительства. Нужно четко ее придерживаться. Потому что экономическая модель роста может строиться как от потребления, так и от производства. Главное, не смешивать. А то будет, как с бензином.
Галина ПАНЧЕНКО
Инф. delo
e-finance.com.ua