• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Итоги 2006 года: Ценовые ралли
    2006-12-22 09:56:31

    Правительство обещает предотвратить резкие колебания цен на бензин в 2007 году

    После рекордного удорожания горючего в августе текущего года власти намерены бороться с подобными явлениями в будущем. Чиновники планируют создать стабилизационный запас топлива и заниматься корректировкой цен вместе с нефтяниками.

    Сернистый дизель
    2006 год в нефтяной отрасли начался с довольно пессимистичных прогнозов. Простой трех из шести отечественных НПЗ не мог не отразиться на объемах производства горючего. Но если Одесский и Херсонский НПЗ были остановлены на реконструкцию сроком на несколько лет, то НПК "Галичина" периодически запускался и снова прекращал работу из-за нехватки оборотных средств. Тогдашний владелец 41% акций предприятия Игорь Еремеев объяснял это тем, что ему попросту невыгодно конкурировать с импортерами, которые с мая 2005-го беспрепятственно ввозят топливо в Украину. Однако не следует забывать и о предвыборной кампании, которая также требует немалых средств. А Еремеев баллотировался в парламент по списку "Народный Блок Литвина".

    Как бы там ни было, а Дрогобычский НПЗ оставался без сырья. Ситуация еще осложнялась тем, что Госпотребстандарт постоянно напоминал его владельцу, а также собственникам Надворнянского НПЗ о том, что требования к качеству нефтепродуктов ужесточаются. Согласно ГОСТу, до 2005 года допустимая доля серы в дизельном топливе составляла 0,5%. В 2006-м цифра уменьшилась до 0,2%. То есть устаревшее оборудование этих двух предприятий выпускало горючее, которое не соответствовало действующим стандартам. И, заводы, которые производят около 30% дизеля в стране, по идее должны были остановиться.

    Все это давало пессимистам повод для неутешительных прогнозов. В начале посевной они предсказывали масштабный дефицит горючего. Как известно, в этот период в стране всегда повышается спрос на низкооктановые бензины и дизельное топливо. Однако правительство решило эту проблему по-своему.

    Сложно сказать, какой именно фактор сыграл решающую роль – желание безболезненно пережить весенние полевые работы или же стремление заработать побольше очков в предвыборном рейтинге, – но власти предпочли отложить проблемы экологии до лучших времен. И в феврале официально разрешили "Галичине" выпускать дизтопливо с содержанием серы не более 0,65%, а "Нефтехимику Прикарпатья" – 0,5% до конца текущего года.

    Рост поставок нефти
    Однако проблему загрузки Дрогобычского НПЗ сырьем это не решило. И Еремеев продал 41% акций своим компаньонам – группе "Приват". 28 февраля участники собрания акционеров «Галичины» сменили состав правления компании. Его возглавил бывший руководитель «Нефтехимика Прикарпатья» Александр Лазорко. Составл правления также был пересмотрен. Как известно, эта корпорация конролирует 43% ОАО "Укрнефть" – крупнейшего добывающего предприятия в стране. И в этом же месяце на завод поступил рекордный объем ресурса – 135 тыс. тонн.

    Добыча нефти и газового конденсата в январе-ноябре 2006 г, тыс. тонн

    Данные: Минтопэнерго

    В марте объемы переработки нефти на отечественных НПЗ увеличились на 3%. Зато поставки ресурса выросли на 28%. К концу месяца практически все заводы располагали полезными остатками сырья. Кроме того, в Украину стабильно поступало импортное горючее. И к началу посевной регионам удалось накопить достаточные запасы. Стоимость топлива в рознице оставалась практически без изменений на протяжении марта и апреля.

    В апреле Президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о введении в действие решения Совета национальной безопасности и обороны «О ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов». В нем глава государства поручил Кабинету министров принять ряд срочных мер в нефтяной отрасли. В частности, правительство обязано было найти поставщиков сырья для трубопровода «Одесса-Броды», а также инвесторов, которые согласятся вложить деньги в достройку магистрали до Плоцка. Кроме того, чиновникам было поручено построить современный НПЗ в Бродах мощностью 8 млн. тонн в год. Правда, в скором времени об этом указе забыли.

    Между тем, к концу апреля появились серьезные предпосылки для удорожания нефтепродуктов. Стала повышаться стоимость ресурса, а оптовые цены каждую неделю увеличивались на 100 грн./т и более. Старые запасы топлива в регмонах постепенно истощались, а новые партии стоили дороже. И плата за самый "ходовой" в стране бензин Аи-95 в среднем выросла с 3,86 до 3,92 грн./л.

    И, несмотря на то, что украинские НПЗ повышали объемы переработки, розничные цены увеличивались. Рост в крупном опте прекратился и составил в апреле 24%, однако розничные цены на их фоне за этот период повысились только на 7% и в мае "наверстывали упущенное". К началу июня Аи-95 в среднем продавался уже по 4,01 грн./л. 

    В мае Верховный Суд Украины признал законной сделку по приобретению 18% акций «Укртатнафты». Напомним, что в свое время покупка активов Кременчугского НПЗ стала предметом жарких дискуссий в правительственных кругах. В 2005 году НАК «Нефтегаз Украины» обратился в Высший хозяйственный суд с просьбой признать операцию недействительной. Руководство госхолдинга мотивировало это тем, что Amruz Trading и Sea Grоup International рассчитались за ценные бумаги векселями.

    Конфликт не раз вызывал опасения на нефтяном рынке. Многие боялись, что акционеры из Татарстана прекратят поставки сырья на завод. Но предприятие работает до сих пор

    В Одессу или в броды?
    В июне консорциум компаний, который строил нефтепровод "Баку-Тбилиси-Джейхан", запустил магистраль в работу. К этому времени завершилось наполнение объекта технологическим сырьем, и первая партия энергоносителя благополучно отправилась из турецкого порта на английском танкере British Hawthorn. В ближайшее время растущие объемы добычи Азербайджанского ресурса будут наполнять эту систему с пропускной способностью 50 млн. тонн в год, что снижает вероятность запуска "Одесса-Броды" в аверсном режиме. Но, несмотря на это, "Укртранснефть" пообещала погасить кредит перед "ТНК-ВР" в размере 108 млн. долл. и "развернуть" поток по украинской транспортной артерии в направлении Брод.

    Объемы перекачки нефти оао "Укртранснефть"

     


    Данные: Минтопэнерго

    Тем временем появились новые поводы для удорожания бензина. Во-первых, объемы переработки нефти в мае снизились. Во-вторых, спрос на горючее был по-прежнему высоким. В-третьих, заметно повысилась цена на нефть: сырье марки WTI продавалось по 70 долл./барр. И стоимость Аи-95 в июне выросла в среднем с 3,99 до 4,13 грн./л.

    В июле стоимость ресурса повысилась до рекордных отметок. Цена WTI взлетела до 79 долл./барр. А это тут же отразилось на себестоимости переработки и плате за импортное горючее. К началу августа Аи-95 подложал в среднем с 4,14 до 4,27 грн./л.

    В этом же месяце суд наложил арест на имущество НПК "Галичина". Представители Львовского отделения Фонда госимущества (ФГИ) объясняли это тем, что на последнем собрании акционеров было принято решение о незаконном отчуждении некоторых объектов собственности компании. И, якобы по этой причине, владельцы откызвались предоставить ФГИ протокол заседания. Рассмотрение дела длилось до середины октября, после чего судебная инстанция сняла свои претензии к Дрогобычскому НПЗ. 

    "Укртанснефть" к середине июля погасила кредит перед "ТНК-ВР". Руководитель госкомпании Александр Тодийчук заявил, что через 90 дней после этого предприятие вправе прекратить транспортировку сырья по "Одесса-Броды" в реверсном режиме. Но сделать это ему не удалось. В августе после смены правительства и прихода на пост министра топлива и энергетики Юрия Бойко ему пришлось освободить занимаемую должность. Исполняющим обязанности генерального директора был назначен Евгений Бакулин, а в конце сентября "Укртранснефть" возглавил Игорь Криюшин.

    И снова меморандум
    Новое правительство тут же вплотную занялось вопросами цен на нефтепродукты, которые в августе успели повыситься до рекордных отметок. Стоимость Аи-98 в некотоорых регионах превышала 5 грн./л. Премьер-министр Виктор Янукович по старой доброй традиции подписал меморандум с участниками рынка о максимально допустимых цифрах на АЗС.

    А в сентябре спрос на углеводороды начал традиционно снижаться. Уменьшилась стоимость как самого сырья, так и импортных нефтепродуктов. В начале месяца розничные цены оставались без видимых изменений. Однако крупнооптовые партии горючего дешевели стремительными темпами. На фоне падения потребности рынка в моторном топливе в регионах накапливались большие запасы. Перенасыщение привело к резкому снижению бензиновых котировок. Аи-95, который в начале сентября продавался на заправках по 4,7 грн./л, к концу месяца стоил 4,55 грн./л. В октябре тенденция сохранялась, и Аи-95 упал в цене до 4 грн./л.

    Сдерживающие факторы
    Между тем, власти продолжали разрабатывать различные способы сдерживания цен на бензин. В частности, Минтопэнерго вернулось к старой идее создания запаса топлива на период пикового спроса. Этот замысел появился еще в 1999 году, однако его реализация постоянно откладывалась. Теперь чиновники намерены сформировать стаблизационный фонд из 200 тыс. тонн горючего, чтобы обеспечивать товарные интервенции на протяжении 5-10 дней. Топливо будет храниться в резервуарах "Укртранснефтепродукта" и покупаться на деньги "Укртранснефти". Накопление завершится к концу января 2007 года.

    Еще одним способом избежания ценовых всплесков стала методика расчета объективной стоимости топлива, разработанная экспертно-аналитической группой из представителей Минтопэнерго и нефтяников. Она будет учитывать мировые цены на сырье и горючее (котировки Platts) и на их основании рассчитывать "объективную" плату за бензины. Если нефтяные котировки будут относительно стабильными, то группа станет заниматься корректировкой цен на нефтепродукты каждый месяц. Если же их пределы их колебания превысят 10%, то специалисты будут заниматься расчетами каждую неделю. 

    Кроме того, секретариат экспертно-аналитической группы намерен каждые 10 дней проводить анализ рынка нефтепродуктов за предыдущие 30 дней и рассылать его трейдерам и производителям в виде ценовых прогнозов в оптовом и розничном сегментах на следующую декаду. Если различие между прогнозируемой и фактической стоимостью не превысит 3%, то никаких корректив со стороны оков не потребуется. Насколько эффективной будет такая формула, покажет практика. Осталось лишь дождаться начала весенних полевых работ.

    Что принесет 2007 год
    Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что нефтепровод "Одесса-Броды" продолжит работу в реверсном режиме. Прогнозировать цены на абсолютно непредсказумемом нефтяном рынке нельзя. Что же касается отечественной переработки, то есть вероятность, что в грядущем году Одесский НПЗ завершит реконструкцию и начнет производство горючего. А это, в свою очередь, приведет к сокращению объемов импорта горючего, поскольку примерно 60% топлива на розничные сети "ЛУКОЙЛ" приходится на бензин Аи-95 с румынского завода Petrotel-LUKOIL. Этим топливом полностью обеспечиваются розничные сети «ЛУКОЙЛ» в Киевской, Одесской, Николаевской, Херсонской, Львовской и Ивано-Франковской областях. Оставшиеся заправки на востоке и юге страны обеспечиваются нефтепродуктами с Кременчугского НПЗ. По словам руководителя департамента Минтопэнерго по вопросам нефти и газа Леонида Косянчука, предприятие выйдет на нормальный технологический режим уже в августе 2007 года.

    Кроме того, НПК "Галичина" и "Нефтехмик Прикарпатья", у которых истекает срок действия разрешения Госпотребстандарта на выпуск сернистого дизтоплива, , продолжат работу. По словам Косянчука, останавливать эти объекты никто не собирается. Однако, с учетом того, что с 1 января 2007 года вступает в силу закон, который предусматривает повышение платы за выпуск дизельного топлива с высоким содержанием серы. Если ее уровень будет превышать 0,2%, то размер акциза составит 45 евро/т. Не более 0,2% – 35 евро/т, не более 0,035% – 30 евро/т, не более 0,005% – 20 евро/т, налоговая нагрузка за выпуск некачественной продукции вырастет. Кроме того, руководители Дрогобычского НПЗ торжественно пообещали вложить в модернизацю своего предприятия 250 млн. долл. Специалисты намерены потратить около 60 млн. долл. на установку гидроочистки дизтоплива до февраля 2007-го. То же самое намерен сделать и Надворнянский НПЗ. Менеджеры объекта намерены вложить в установку примерно 200 млн. грн. Владельцем этих заводов, напомним, является группа "Приват", которая располагает необходимым сырьем. Поэтому оба западноукраинских НПЗ будут работать и поставлять горючее на рынок.

    В целом же Косянчук прогнозирует, что в 2007 году Кременчугский НПЗ будет в среднем перерабатывать около 600-700 тыс. тонн сырья в месяц, Лисичанский – 650-700 тыс. тонн, Дрогобычский и Надворнянский – суммарно 150-200 тыс. тонн. Зимой отечественные предприятия полностью покроют потребность страны в горючем. В летний период 25% будет поступать из-за рубежа.

    Производство нефтепродуктов в январе-ноябре 2006, тыс. тонн

    Данные: Минтопэнерго

    Руководитель нефтегазового департамента Минтопэнерго также заявил, что с 2008 года в Украине начнет действовать стандарт качества «Евро-3», и настоятельно порекомендовал владельцам предприятий ускорить модернизацию.

    Инф. economica

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.