• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Равнение на Запад
    2006-12-29 10:41:24

    В 2006-м впервые за несколько лет А-95 в конце года стоил дешевле, чем в начале

    В 2006 г. уровень цен на украинском рынке определяли привозные нефтепродукты. После введения нулевой импортной пошлины на топливо в мае 2005 г. импорт вырос с 5-7% до 30% в декабре-2006. Отечественная нефтепереработка переживает нелегкие времена. Летом Александр Городецкий (тогда — президент ТНК-BP Украина) признался Контрактам, что рентабельность Лисичанского НПЗ снизилась с 12 до 0,3%. За год уровень переработки нефти на отечественных заводах упал на 25-30%.

    История падения
    В начале 2006 года А-95 стоил около 3,83 грн/литр. К концу весны цены подросли до 4 грн/л, летом — до 4,7 грн/л. И нефтяники, и эксперты называли такой рост рыночным, объясняя его повышением отпускных цен европейскими НПЗ и сокращением переработки нефти внутри страны. При этом эксперты были уверены, что бензин дешеветь не будет.

    Однако осенью цены на топливо в Европе начали снижаться. 4 октября правительство обязало нефтетрейдеров, не желающих следовать мировым тенденциям, снизить розничные цены до 4,1 грн за литр А-95. А 1 ноября правительство снова порекомендовало снизить цены на «пятый» — на этот раз до 3,65 грн/л.

    В сентябре — начале октября 2006 г. на литре топлива АЗС зарабатывали 1-1,5 грн. Сейчас наценка меньше примерно втрое — 0,3-0,5 грн/л. «Рентабельность розничников снизилась, но все еще превышает 15%», — утверждает исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн. В Минтопэнерго считают, что 15% для автозаправочного бизнеса вполне достаточно. Главный по топливу и энергетике Юрий Бойко не раз заявлял, что из летних цен всего лишь была исключена спекулятивная составляющая.

    Мелкие розничники, естественно, считают иначе. Поэтому вместе с ценами к концу года упало и качество топлива — высокооктановый бензин смешивают с топливом низших марок. «В первом полугодии качество топлива повысилось. Сейчас снова ухудшается. Операторы «бодяжат», чтобы увеличить рентабельность», — констатирует директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин.

    Крупные сети регулированием цен пока не возмущаются. В офисе ЛУКОЙЛ-Украина Контрактам заявили, что нынешняя цена на нефтепродукты — рыночная. Спокойствие крупных сетей можно объяснить тем, что ограничение рентабельности больнее бьет по небольшим компаниям. Заместитель директора по научной работе НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев вообще расценивает ограничение цен как попытку вытеснить с рынка небольших оков, закупающих топливо мелким оптом по высокой цене.

    В целом 2006 г. для нефтепереработчиков может оказаться не таким уж провальным. Продолжавшиеся с лета торги с правительством принесли свои плоды — Кабмин пообещал предоставить НПЗ ряд льгот. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, освобождающий НПЗ от уплаты таможенной пошлины и НДС при ввозе оборудования для реконструкции, которая должна обеспечить более глубокую переработку нефти.

    Без комментариев
    Эксперты отказываются прогнозировать поведение топливных цен и тенденции рынка в следующем году, ссылаясь на большое количество непросчитываемых факторов: непредсказуемое поведение правительства, стоимость нефти на мировых рынках, введение льгот для НПЗ или импортной пошлины на нефтепродукты. Обобщенный прогноз, построенный на «скорее всего» выглядит так. Если не будет кризисов, потребление топлива может увеличиться до 12 млн тонн. Объем рынка в деньгах может превысить $9 млрд. Однако внутренние цены будут зависеть в первую очередь от объемов поставок импортного топлива и его стоимости (в Европе), доля которого останется в пределах 25-30% (если не будет введена высокая пошлина). На формирование цен, конечно же, будет влиять и административный фактор. Впрочем, как показывает опыт предыдущих договоренностей правительства и нефтяников, после подписания между ними очередного меморандума о сотрудничестве цены стабилизируются максимум на полгода.

    С 1 января стоимость А-95 вырастет до 3,75 грн/л — после декабрьского подорожания нефти на мировых площадках правительство повысило рекомендуемый уровень розничных цен. Режим госрегулирования сохранится до первого серьезного кризиса, который может быть вызван резким подорожанием нефтепродуктов в Европе или снижением рентабельности розницы до 5-10%.
     
    Больше машин — больше топлива
    В 2003-2005 годах потребление топлива в Украине не менялось. В 2006 г. из-за стремительного роста продаж новых автомобилей потребление выросло на 5-7% — до 11,5 млн тонн. К последствиям бума автопродаж можно отнести и рост средних цен на топливо. Новые автомобили потребляют в основном дорогие высокооктановые марки бензинов. Поэтому, несмотря на падение к концу года стоимости того же А-95, средняя цена топлива в 2006 году выросла на 10-15%, а оборот рынка нефтепродуктов увеличился на 20%, достигнув $8 млрд.
     
    Прогноз на январь: А-95 — 3,85 грн/л
    В декабре правительство Украины и нефтетрейдеры разрабатывали формулу, которая будет определять розничные цены на топливо в 2007 году. На прошлой неделе обсуждался проект документа, по которому розничные цены привязываются к оптовой стоимости импортного топлива на границе и отпускным ценам Кременчугского и Лисичанского НПЗ. «Для «средней» украинской АЗС будет зафиксирован уровень рентабельности, учитывающий затраты на доставку топлива и поддержание ее в рабочем состоянии (зарплата и т. д.)», — сообщил Контрактам Геннадий Рябцев. Сергей Куюн уточнил, что для розничников предусмотрена норма прибыли «$50 на тонне топлива», т. е. примерно 7-10% рентабельности.

    По прогнозам экспертов, окончательно формула будет определена в январе. К середине декабря А-95 стоил около 3,7 грн/л. К 1 января цена «пятого» подберется к 3,75 грн/л, а к средине января — к «рекомендованным» правительством 3,85 грн/л. До этого уровня верхнюю границу розничных цен Кабмин поднял в декабре, после повышения оптовых цен в ЕС и в Украине.

    Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ

    Инф. kontrakty

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.