Межбанковская торговая система при Ассоциации банков Узбекистана (МТС) предлагает коммерческим банкам новый статус на рынке корпоративных облигаций – маркетмейкер, и этим пытается раскачать активность вторичного рынка. Следует отметить, что данная альтернативная торговая площадка была создана во исполнение Постановления Президента РУз №56 от 15 апреля 2005 года.
В настоящее время статус маркетмейкера на торговой площадке МТС уже имеют три банка – ГК «Народный банк», АКБ «Капиталбанк» и АИКБ «Ипак Йули».
Цель организатора торгов понятна – МТС делает ставку на коммерческие банки. По мнению Шахзода Тураева – руководителя МТС: «Маркетмейкинг сделает фондовый рынок наиболее реальным источником финансовых ресурсов для коммерческих банков. Чтобы принять обязательства маркетмейкера достаточно подписать двухсторонний договор о поддержании активности рынка (договор маркетмейкера). Согласно данному договору, банки - маркетмейкеры постоянно поддерживают двухсторонние котировки ценных бумаг - и на покупку, и на продажу».
На сегодняшний день имеется более 100 выпусков корпоративных облигаций на сумму около 40 млрд. сум. Большинство данных облигаций находятся в инвестиционных портфелях коммерческих банков.
Учитывая неудобства по ведению бизнеса на неорганизованном внебиржевом рынке из-за отсутствия четкого механизма и спонтанного проведения торгов без наличия определенной торговой территории, банки не могли получать стабильные доходы от операций на вторичном рынке. Из-за этого банки держат облигации вплоть до срока их погашения, тем самым, превращая их в суррогат кредита. Следовательно, не развивается вторичный рынок, отсутствует информация об эмитентах, нет котировки цен на облигации. Это притупляло возможности эмитента в создании репутации на рынке ценных бумаг, что могло бы значительно удешевить размещение следующих выпусков облигаций.
Тем не менее, участники рынка к нововведениям МТС относятся двояко: одни одобряют и проявляют свою готовность. Как считает начальник отдела ценных бумаг и денежных рынков АИКБ «Ипак йули» Мавлонов Навфаль: «Расширять список эмитентов и повышать активность рынка, несомненно, нужно». С ним согласен трейдер Узпромстройбанка Носиров Дилшод: «Направления выбраны правильно: именно в корпоративных облигациях заключен наибольший потенциал роста. Маркетмейкинг, видимо, должен стать одним из наиболее эффективных инструментов, который повлияет на относительно пассивное состояние вторичного рынка корпоративных облигаций» - полагает он.
Другие одобряют, но не уверены в их быстром эффекте в виду того, что институт маркетмейкерства привносит свои правила ы. К примеру, наличие жестких пределов спрэда, по мнению скептиков, ограничивает возможности маркетмейкера; наличие обязательств маркетмейкера по нескольким ценным бумагам может привести к невозможности исполнения своих обязательств в случае немедленного и полного возврата инвесторами раннее проданных маркетмейкером бумаг; ценообразование, предлагаемое МТС, при покупке какой либо ценной бумаги требует выплачивать продавцу сумму сверх номинальной стоимости, что, соответственно, должно адекватно учитываться в банке-покупателе.
Наличие ограничений уровня спрэда устанавливаемого двумя сторонами – маркетмейкером и МТС – за весь период срока договора маркетмейкера, Шахзод Тураев объясняет следующим образом: «В случае отсутствия подобных ограничений, не исключено, что маркетмейкеры будут устанавливать заведомо большие спрэды. Большой спрэд не дает уверенности потенциальным инвесторам, в том, что они смогут продать бумаги по ценам близким к рыночным». Данные требования, могут быть сняты с повышением активности вторичного рынка.
Тураев напоминает также о том, что, учитывая достаточно большую ответственность, прежде чем принимать обязательства маркетмейкера банкам необходимо оценить свои возможности по своевременному исполнению обязательств. В этом случае ают значительную роль дневные остатки денежных средств на корреспондентском счете, оценка возможности одновременного исполнения всех принятых обязательств, в случае «слива» инвесторами облигаций, купленных у маркетмейкера при изменении ситуации на рынке. Активная продажа всеми инвесторами ценных бумаг может произойти в случае появления информации об ухудшении платежеспособности эмитента.
Все ценные бумаги проходят процедуру допуска к торгам в МТС, которая включает в себя экспертизу финансового состояния эмитента, включение в котировальный лист и широкое раскрытие информации. Учитывая относительно жесткий процесс отбора ценных бумаг, допуск «мусорных» или высоко рискованных облигаций – на торги МТС не предусматривается. В случае же изменений в деятельности эмитентов уже допущенных к торгам ценных бумаг, МТС реагирует изменением категории облигаций в котировальном листе в сторону повышения или понижения.
Маркетмейкинг активизирует операции банков с ценными бумагами, которые будут приносить дополнительный доход банкам в виде дисконтов/премий при покупке/продаже ценных бумаг. А это, в свою очередь, расширит возможности, и будет вызывать все больший интерес у предприятий в осуществлении эмиссий ценных бумаг, что необходимо для их роста и модернизации. В целом, маркетмейкинг позволит существенно активизировать отечественный фондовый рынок.
В настоящее время статус маркетмейкера на торговой площадке МТС уже имеют три банка – ГК «Народный банк», АКБ «Капиталбанк» и АИКБ «Ипак Йули».
Цель организатора торгов понятна – МТС делает ставку на коммерческие банки. По мнению Шахзода Тураева – руководителя МТС: «Маркетмейкинг сделает фондовый рынок наиболее реальным источником финансовых ресурсов для коммерческих банков. Чтобы принять обязательства маркетмейкера достаточно подписать двухсторонний договор о поддержании активности рынка (договор маркетмейкера). Согласно данному договору, банки - маркетмейкеры постоянно поддерживают двухсторонние котировки ценных бумаг - и на покупку, и на продажу».
На сегодняшний день имеется более 100 выпусков корпоративных облигаций на сумму около 40 млрд. сум. Большинство данных облигаций находятся в инвестиционных портфелях коммерческих банков.
Учитывая неудобства по ведению бизнеса на неорганизованном внебиржевом рынке из-за отсутствия четкого механизма и спонтанного проведения торгов без наличия определенной торговой территории, банки не могли получать стабильные доходы от операций на вторичном рынке. Из-за этого банки держат облигации вплоть до срока их погашения, тем самым, превращая их в суррогат кредита. Следовательно, не развивается вторичный рынок, отсутствует информация об эмитентах, нет котировки цен на облигации. Это притупляло возможности эмитента в создании репутации на рынке ценных бумаг, что могло бы значительно удешевить размещение следующих выпусков облигаций.
Тем не менее, участники рынка к нововведениям МТС относятся двояко: одни одобряют и проявляют свою готовность. Как считает начальник отдела ценных бумаг и денежных рынков АИКБ «Ипак йули» Мавлонов Навфаль: «Расширять список эмитентов и повышать активность рынка, несомненно, нужно». С ним согласен трейдер Узпромстройбанка Носиров Дилшод: «Направления выбраны правильно: именно в корпоративных облигациях заключен наибольший потенциал роста. Маркетмейкинг, видимо, должен стать одним из наиболее эффективных инструментов, который повлияет на относительно пассивное состояние вторичного рынка корпоративных облигаций» - полагает он.
Другие одобряют, но не уверены в их быстром эффекте в виду того, что институт маркетмейкерства привносит свои правила ы. К примеру, наличие жестких пределов спрэда, по мнению скептиков, ограничивает возможности маркетмейкера; наличие обязательств маркетмейкера по нескольким ценным бумагам может привести к невозможности исполнения своих обязательств в случае немедленного и полного возврата инвесторами раннее проданных маркетмейкером бумаг; ценообразование, предлагаемое МТС, при покупке какой либо ценной бумаги требует выплачивать продавцу сумму сверх номинальной стоимости, что, соответственно, должно адекватно учитываться в банке-покупателе.
Наличие ограничений уровня спрэда устанавливаемого двумя сторонами – маркетмейкером и МТС – за весь период срока договора маркетмейкера, Шахзод Тураев объясняет следующим образом: «В случае отсутствия подобных ограничений, не исключено, что маркетмейкеры будут устанавливать заведомо большие спрэды. Большой спрэд не дает уверенности потенциальным инвесторам, в том, что они смогут продать бумаги по ценам близким к рыночным». Данные требования, могут быть сняты с повышением активности вторичного рынка.
Тураев напоминает также о том, что, учитывая достаточно большую ответственность, прежде чем принимать обязательства маркетмейкера банкам необходимо оценить свои возможности по своевременному исполнению обязательств. В этом случае ают значительную роль дневные остатки денежных средств на корреспондентском счете, оценка возможности одновременного исполнения всех принятых обязательств, в случае «слива» инвесторами облигаций, купленных у маркетмейкера при изменении ситуации на рынке. Активная продажа всеми инвесторами ценных бумаг может произойти в случае появления информации об ухудшении платежеспособности эмитента.
Все ценные бумаги проходят процедуру допуска к торгам в МТС, которая включает в себя экспертизу финансового состояния эмитента, включение в котировальный лист и широкое раскрытие информации. Учитывая относительно жесткий процесс отбора ценных бумаг, допуск «мусорных» или высоко рискованных облигаций – на торги МТС не предусматривается. В случае же изменений в деятельности эмитентов уже допущенных к торгам ценных бумаг, МТС реагирует изменением категории облигаций в котировальном листе в сторону повышения или понижения.
Маркетмейкинг активизирует операции банков с ценными бумагами, которые будут приносить дополнительный доход банкам в виде дисконтов/премий при покупке/продаже ценных бумаг. А это, в свою очередь, расширит возможности, и будет вызывать все больший интерес у предприятий в осуществлении эмиссий ценных бумаг, что необходимо для их роста и модернизации. В целом, маркетмейкинг позволит существенно активизировать отечественный фондовый рынок.
Инф. cbonds
e-finance.com.ua