По сообщению Минфина, в Украине утверждено 11840 местных бюджетов, или 97,7%. Однако в остальных населенных пунктах или районах тоже живут люди, которые во многом (зарплата, пособия, работа школ и больниц) зависят именно от бюджетной сферы. Подробности в нижеприведенной статье.
Когда начинаешь углубляться в «таинственную кухню» бюджета — делаешь интересные открытия. В Радехивском городском совете (Львовская обл.) основные доходы (почти 75% доходной части) образуются за счет 25% налога с доходов физических лиц, который собирается с жителей города. И вот здесь, мы видим первое отклонение от реальности. Если все другие доходы бюджета установлены на уровне фактических прошлогодних показателей, то названный источник поступлений завышен почти на 700 тысяч гривен против реальной цифры. Хотя ставка этого налога возросла на два процентных пункта, должна вырасти минимальная зарплата, наверное вырастет уровень средних доходов, однако я пробовал посчитать так, чтобы рост был целых 700 тысяч гривен. Никак не выходит.
Что касается расходов городского совета, то здесь финансовые органы вовсе не принимают во внимание фактические расходы. Расчет осуществляется по нормативам, которые являются минимальными и фактически покрывают только расходы на оплату труда и энергоносители. Для примера, разница между фактическими расходами на содержание детских садов и расчетными составляет почти 100 тысяч гривен. Видите разницу в подходах: расходы городского бюджета занижаются до минимально возможных, а доходы завышаются «дутыми» цифрами. Зачем?
Все очень просто. Существует так называемый трансфер средств, при котором средства одного бюджета переходят «высшим» бюджетам. Все делается во имя справедливости: забрать у более «богатых» и передать более «бедным». Это если считать реальные и справедливые цифры. А если «надувать доходы» и занижать будущие расходы — это просто забирать деньги у тех, у кого они есть. А уже тогда с «барской» руки «тому дала, а этому пальчик оторвала». Однако и на этом несправедливости не заканчиваются. Деньги изымаются по очень простой «формуле»: плановые поступления бюджета минус расчетные расходы, а разница умножается на коэффициент выравнивания (от 0,6 до 1). Иначе говоря, можно изъять от 60 до 100% этой разницы. Коэффициент определяется районными государственными администрациями. Редко в каких городах он выше 0,8, потому что каждый руководитель понимает, что изымать все деньги у райцентра нецелесообразно.
В нашем районе решили несколько иначе: доходы необоснованно увеличили, расходы уменьшили до минимального уровня, а коэффициент изъятия установили максимальный — 1. Именно поэтому при утверждении районного бюджета изъяли из него почти 1,5 миллиона гривен! Райсовет установил своеобразный рекорд. И это при том, что там немало депутатов, которые живут в Радехове, жалуются на плохие дороги, неудовлетворительное освещение, ждут воды, чистых улиц или уборки мусора. Однако никто из тех, кто входит в местное большинство, не стал на защиту города, все сказали «одобрямс». Выслушали городского главу и даже не поставили его предложение на обсуждение! Мне особенно обидно, что среди тех, кто поддержал этот узаконенный грабеж города, были и мои коллеги из фракции «Пора». Не под такими лозунгами шла эта сила на выборы, не такие идеалы отстаивала!
Тем временем детским садам уже сейчас следует готовиться к новым реалиям бюджета. Льготное питание станет для городского бюджета недосягаемым. Будет ждать лучших времен уличное освещение и ремонт городских дорог. Проблемным будет ввод в действие нового полигона бытовых отходов.
Долгой и сложной была бюджетная эпопея в нашем городе. Однако на общественных слушаниях не было представителей районного большинства, вместо них выставили отвечать на вопросы жителей служащих среднего ранга, которые «отбивались» общими фразами вроде «такое законодательство», «не знаю», «не наша компетенция», «такая система». Но если мы будем поддерживать отжившую неэффективную систему, то она и дальше будет действовать. Поэтому, наверное, скоро городской совет утвердит самый нереальный бюджет за всю свою историю. Для этого есть один аргумент — угроза блокировки счетов городского совета. Такая уж у нас демократия и такое местное самоуправление. Как следствие, бюджет будет соответствовать спущенным из района «контрольным цифрам», но не интересам жителей города. Я буду голосовать против!
Юрий ГУБЕНИ, председатель депутатской комиссии по планированию, финансам и бюджету Радехивского городского совета
Инф. day
e-finance.com.ua