Пенсионная реформа переводится на частные рельсы
Государство ищет выход из сложной демографической ситуации путем проб и ошибок. На минувшей неделе Украина несколько приблизилась к введению второго (накопительного) уровня пенсионной сис темы, являющегося вместе с негосударственной системой пенсионного страхования краеугольным камнем строящейся в стране новой, как утверждают в правительственных кругах, справедливой и эффективной пенсионной системы. Во-первых, она должна быть застрахована от последствий демографических процессов, связанных с постоянным старением населения. А во- вторых, стимулировать граждан не надеяться на государство, а еще с молодости откладывать деньги на старость, как это делается во всем мире.
Разговор об этом, а вернее, — о вне дрении и совершенствовании соответствующих механизмов и пенсионных систем шел на заседании Координационного центра по вопросам осуществления пенсионной реформы. Еще по замыслу первого правительства Виктора Януковича дополнительные уровни пенсионной системы должны были стать существенным подспорьем так называемой солидарной пенсионной системе, действующей еще, по сути, с советских времен, в повышении уровня жизни старших поколений украинцев. С другой стороны, пенсионные нововведения могли послужить стимулом для дальнейшего развития фондового рынка, а также своеобразным аккумулятором средств, позволяющим провести структурные реформы в экономике.
Как известно, из-за определенных политических событий с этим, как говорится, не сложилось. Теперь правительство пошло на вторую попытку. Его задача состоит в том, чтобы продолжить наработку соответствующей законодательной базы. Темпы развития экономики и уровень деловой активности в стране сегодня способствуют этим намерениям. Правда, при этом многое снова зависит от политической ситуации. Об этом сказал журналистам глава Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Валерий Алешин. Он также отметил: «Если бюджетный процесс будет идти в плановом порядке, то к 2009 году будут основания инициировать введение накопительной пенсионной системы».
Собственно, одно из главных направлений работы центра — возобновление несколько уже призабытой темы второго уровня пенсионной системы. На заседании был обсужден проект распоряжения правительства о соответствующей информационно- разъяснительной работе среди населения, работодателей и профсоюзов. В числе предусмотренных мер — теледискуссии, рекламные ролики, различные виды уличной рекламы, разъяснительная работа, но не среди старших возрастных групп, а среди молодежи, включая студентов и старшеклассников. Выходит, систему введут еще не скоро? Как раз наоборот. Но на выплаты из нее, скорее всего, смогут рассчитывать лишь нынешние школьники и студенты. Дело в том, что второй, негосударственный уровень пенсионной системы работает как раз в соответствии с лозунгом: «Спасение пенсионера — дело его собственных рук». Чем раньше человек подключается к этой системе, тем меньшее финансовое бремя ему придется ежемесячно нести и тем лучшим будет (или, вернее, должен быть) конечный результат — добавка к пенсии из солидарной системы.
К сожалению, внедрить накопительную систему обязательного государственного пенсионного страхования государство пытается путем проб и ошибок. По словам министра труда и социальной политики Михаила Папиева, уже три профильных парламентских комитета рассмотрели проекты соответствующего закона и рекомендовали принять его в первом чтении. Но, по-видимому, особой уверенности в том, что закон будет действовать эффективно, ни в парламенте, ни в правительстве нет. Поэтому готовится своеобразный пробный шар — еще один проект закона — об эксперименте по внедрению накопительной системы. Его намерены провести в Сокальском и Жидачевском районах Львовской области. Почему жребий выпал именно на них, не очень понятно. Думается, правительство сделало свой выбор не столько из любви к здешнему губернатору Петру Олийныку («Наша Украина»), сколько из желания навести мосты с местным населением, которое, как известно, не очень симпатизирует центральной исполнительной власти. Впрочем, условия и порядок эксперимента еще предстоит разработать и утвердить после принятия названного проекта. Не исключено, что народных депутатов такой подход (шило в мешке) не удовлетворит, и они сделают эксперимент с самого начала более прозрачным.
Так что новые этажи пенсионной системы, строительство которых было прервано почти на три года, и сегодня существуют лишь на бумаге. Как сообщил Алешин, сейчас Госфинуслуг наряду с другими госорганами совершенствует законодательную базу негосударственного пенсионного обеспечения, а также налогового законодательства. В частности, по его словам, пока не решены вопросы налогообложения физических лиц при разовых пенсионных выплатах. Улучшается сама модель негосударственного пенсионного обеспечения. Глава комиссии рассказал, что при решении проблемы размещения активов негосударственных пенсионных фондов (НПФ) предполагается совместно с Минфином обсудить возможность вкладывать их в государственные ценные бумаги, защищенные от инфляции. Важно также повысить доверие населения к негосударственным пенсионным фондам. Для этого предполагается провести оценку их деятельности, а также администраторов НПФ и компаний по управлению активами, усовершенствовать систему раскрытия информации о собственниках таких фондов.
В с тановлении негосударственной пенсионной системы большую роль предстоит сыграть страховым компаниям. Их функции, по словам Алешина, выписаны в законопроек те о внесении изменений в Закон «О страховании». Тем не менее, у главы Госфинуслуг еще нет уверенности в том, что эти нормы будут восприняты в парламенте.
На заседании центра поднимались также вопросы налогообложения. И, обсуждая варианты их решения, представители налого вой службы апеллировали к разрабатываемому сейчас проекту Налогового кодекса, который, в частности, предусматривает, что объектом налогообложения является заработная плата, уменьшенная на су мму сборов в Пенсионный фонд и взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования, налоговой социальной льготы (при ее наличии) и суммы начисленного налогового кредита, который в соответствии с проектом кодекса гражданин будет иметь право реализовать ежемесячно на протяжении года и получать компенсацию стоимости понесенных затрат.
Есть, конечно, предположение, что рядовому гражданину, который тратит деньги на обучение детей, медицинское и социальное страхование, приобретение жилья, будет далеко не просто во всем этом детально разобраться и получить причитающиеся компенсации. Но тут мы можем раскрыть еще и такой секрет: с принятием Налогового кодекса органы ГНАУ будут обязаны давать каждому гражданину бесплатные письменные консультации в отношении его ситуации, на которые можно будет ссылаться при заполнении налоговых документов.
Виталий КНЯЖАНСКИЙ
Инф. "day">day
e-finance.com.ua