Правительство привлекает международные займы для реформы ЖКХ, однако не разрешает муниципалитетам самим искать деньги за рубежом
Одной из наиболее нуждающихся в инвестициях сфер в Украине остается ЖКХ. В частности, Всемирный банк оценил потребности муниципалитетов в обновлении теплоснабжения в период с 2007 по 2012 годы в размере $5 млрд., в сфере водоснабжения и водоотвода – $7 млрд. При этом, отмечают эксперты, в случае приближения этой инфраструктуры к стандартам ЕС, потребности в финансировании будут гораздо большими.
На сегодняшний день уже почти окончательно решено о привлечении трехлетнего займа Всемирного банка на сумму $ 140 млн. Предполагалось, что первая часть суммы поступит уже в этом году и направится коммунальным предприятиям Одессы, Донецка, Чернигова и Ивано-Франковска на улучшение водоснабжения и переработки твердых отходов, а также модернизацию водопроводно-канализационной системы. Примечательно, что данный заем, по сути, является «бесплатным»: кредит предоставляется на 20 лет с льготным погашением в течение первых 5 лет по ставке LIBOR (возвращение самого займа) с одноразовой комиссией в 1% от суммы кредита. При этом правительству удалось уменьшить оплату за предоставление кредита предприятиями-участниками проекта с 2% до 0,01%. Комиссионные, в случае неиспользования части кредита, составят 0,75%.
Примечательно, что четыре украинских города получат лишь $61,53 млн, еще $ 2 млн будут израсходованы Министерством жилищно-коммунального хозяйства "на сопровождение проекта". При этом большая часть кредита ($76,47 млн.) будет направлена на финансирование ЖКХ небольших населенных пунктов (100 тыс. жителей). Основное требование к таким проектам - по итогам их реализации энергозатратность объектов ЖКХ должна уменьшится не менее чем на 15%. Как признают во Всемирном банке, сейчас в правительстве обрабатываются заявки более 30 населенных пунктов на общую сумму около $105 млн, а окончательный список малых городов, участвующих в проекте, определится в июле. "Для таких городов проект Всемирного банка является единственным шансом привлечь кредит в ЖКХ по выгодной ставке,– рассказали во Всемирном банке.– Тем более, что их финансирование будет состоять из быстро окупаемых проектов, например замены насосных станций".
Однако, как стало известно «Главреду» - это не единственный коммунальный кредит, который может направиться в Украину. В частности, с этого года может вступить в силу сотрудничество нашей страны с Североевропейский инвестиционным банком (СЕИБ). При этом, согласно мандату СЕИБ, его ежегодный кредитный портфель порядка $ 50 млн будет направляться исключительно в сферу ЖКХ. Таким образом, в течение 2008-2011 года в украинский ЖКХ может получить до $ 300 млн.
А может и не получить. Причина отказа от такого выгодного кредита – расчеты Минфина относительно рисков невозвращения этих займов. Например, анализируя перспективы реализации займа Всемирного банка, в Минфине признают существование рисков невозврата получаемых у ВБ кредитов. При этом, поскольку поручителем возвращения займа является государство, а эти средства, в случае банкротства местных компаний ЖКХ будут выплачиваться из госбюджета, привлечение кредита возможно исключительно с разрешения Минфина. А само министерство предпочитает «семь раз отмерить», прежде чем дает разрешение на привлечение иностранного займа. "Наличие существенных рисков проекта – низкий уровень финансовой жизнеспособности предприятий и возможный отказ населения оплачивать услуги по повышенным тарифам – может стать причиной невыполнения субзаемщиками обязательств перед Минфином по обслуживанию и погашению долга",– говорится в экспертном выводе правительства. В частности, отсутствует повторная оценка финансового состояния участников проекта, выполненная еще в 2003-2004 годах. А выводы Минфина относительно предприятий Чернигова, Донецка и Ивано-Франковска (оценка Одессы не проводилась) говорят о том, что "финансовое состояние бенефициаров является неудовлетворительным, а привлечение государством или под государственные гарантии займов МФО для реализации проекта является рискованным".
Выходом из ситуации могло бы стать разрешение муниципалитетом под свою ответственность привлекать зарубежные займы. С такой инициативой ранее к правительству обращался и Всемирный банк. Он рекомендует упростить процедуру привлечения внутренних займов путем отмены необходимости получения органами местного самоуправления рейтинга по национальной шкале и либерализации выдачи разрешений Минфина на привлечение займов. В частности, если в течение 15 рабочих дней с момента подачи заявки министерство не принимает решение об отказе, которое можно будет опротестовать в суде, то разрешение на заем получается автоматически. В перспективе Минфин может заменить проверку индивидуальных займов мониторингом общего объема долга и ослабить «долговые лимиты» для городов с международным кредитным рейтингом. При этом Всемирный банк требует невмешательства государства в урегулирование возможных дефолтов облигационных выпусков органов местного самоуправления.
В правительстве к такой инициативе отнеслись отрицательно. По их оценке, такие нормы приведут к появлению «муниципального рейдерства», когда намеренное банкротство будет сопровождаться последующей приватизацией привлекательных объектов коммунальной собственности. Однако такие нормы, напротив, предлагают определить, какие коммунальные предприятия могут приватизироваться в случае банкротства муниципалитетов, а какие – нет. Именно таким образом Венгрия, приняв в 1996 году закон "О неплатежеспособности муниципалитетов", сумела обеспечить гарантии сохранения основных муниципальных услуг при признании банкротами 19 городов.
Желание государства опекать местные бюджеты очень напоминает ситуацию с бесплатным здравоохранением. Все знают, что бесплатной медицины на самом деле уже давно не существует, однако любая инициатива по его отмене и замене на что-то реальное заканчивается криками о возможном «социальном протесте».
Олекса Богуш
Инф. "glavred">glavred
e-finance.com.ua