Страховые компании обвиняют ГАИ в коррупции и медлительности. Причина: милиция упорно не желает упростить регистрацию происшествий, чтобы ускорить выплаты по страховкам и улучшить имидж медлительных страховщиков
«Наша клиентка восемь часов простояла на дороге после аварии, а гаишник так и не приехал!» – возмущен директор «Страхового брокера «Дедал» Ибрагим Габидулин. В случае, о котором рассказывает г-н Габидулин, никто не пострадал, а ущерб составил не более $400. Однако без справки от Госавтоинспекции страховщик не может выплатить компенсацию по полису – факт ущерба по закону должен быть подтвержден милицией.
С длительными ожиданиями инспекторов ГАИ после аварии в первую очередь сталкиваются владельцы полисов обязательного страхования автомобильной гражданской ответственности (ОСАГО). Покупатели более дорогих полисов полного автострахования (КАСКО) могут избежать общения с работником ГАИ после происшествия только в том случае, если сумма ущерба не превысит $300–500.
До сих пор без решения суда ни одна страховая компания не платила деньги клиенту по полису ОСАГО. Однако суды завалены подобными делами, ведь аварийность на дорогах страны только растет. За первое полугодие произошло уже 114,3 тыс. аварий – это на 34,9% больше, чем за тот же период прошлого года. Поэтому в июне страховщики договорились выплачивать возмещение по страховкам не дожидаясь решения судов. Но справка от ГАИ все еще требуется.
Многочасовое ожидание дорожной милиции не всегда гарантирует получение этого документа. За справкой еще придется ехать в ГАИ, где их выдача осуществляется лишь несколько раз в неделю и ждать документа приходится несколько дней. Именно поэтому еще весной страховые компании заговорили и об упрощении процедуры получения справок от ГАИ.
Доступ к базам данных милиции и возможность самостоятельно распечатать из них необходимые документы – это то, что устроило бы большинство страховщиков. «Чем проще будет система, тем меньше будет злоупотреблений», – уверен президент страховой компании Generali Garant Юрий Лахно. Понятная и простая система выплат повысила бы доверие украинцев к страховщикам, считает он. В адрес страховых компаний сегодня и без того часто звучат обвинения в затягивании на несколько месяцев, а то и полгода выплат компенсаций.
Моторно-транспортное бюро, курирующее страховщиков, ведет переговоры с ГАИ об упрощении процедуры получения справок уже несколько месяцев. Создана даже совместная рабочая группа, которая занимается подготовкой документов. Но конца переговорам не видно, и это начинает раздражать страховщиков, которые обвиняют милицию в волоките. «ГАИ становится монопольной организацией по выдаче таких справок, а это уже условия для коррупции», – резко резюмирует г-н Габидулин. Еще жестче его слова подтверждает Юрий Лахно. «Не секрет, что сейчас некоторые инспекторы превратили выдачу справок в собственный бизнес», – уверен он.
Введение новой системы зависит только от государственного ведомства и желания его чиновников, считают страховщики. Есть ли оно у чинов в МВД, неизвестно. «24» в пресс-службе ГАИ заявили, что им неизвестно, когда может быть принято решение об упрощении документов для страховщиков. «Система выдачи справок отработана, и потребуется время, чтобы ее изменить. Придется вносить изменения во внутреннюю документацию, решать ряд технических и оргвопросов. Так что, скорее всего, это даже вопрос уровня министерства», – гласит ответ бюрократов в погонах.
Справка «24»
В январе-июне 2007 г. страховые компании выплатили пострадавшим в ДТП 73 млн. грн по полисам обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), что на 55% больше, чем за первое полугодие 2006 г. Собранно от клиентов за полисы автострахования 324,37 млн. грн страховых премий; это на 35,08% больше аналогичного периода прошлого года.
По данным МТСБУ, по состоянию на 1 мая выдано 5,6 млн. полисов ОСАГО. Средняя стоимость полиса составляет 196 грн, сумма полученных платежей – 1,1 млрд. грн, сумма выплаченных возмещений – 188 млн. грн.
Андрей Яницкий
Инф. "24">24
e-finance.com.ua