Четыре крупнейших игрока на мировых финансовых рынках – инвесторы нефтедолларов, центральные банки Азии, хеджевые фонды и фонды частных инвестиций – в течение последних шести лет демонстрируют головокружительные темпы роста. Ожидается, что к 2012 году активы, находящиеся в их управлении, увеличатся вдвое и достигнут $20,7 трлн. Об этом свидетельствует обзор, подготовленный McKinsey Global Institute и опубликованный в четверг 4 октября.
По мнению авторов обзора, данные оки, которых вместе называют “новыми бизнес-магнатами” (new power-brokers), оказывают позитивное влияние на мировые рынки капитала, увеличивая на них объем ликвидности. Причем, как отметила директор института Дайана Фаррелл (Diana Farrell), огромный рост ликвидности не сопровождается повышением волатильности. В то же время сосредоточение в их руках контроля над столь огромными суммами денег означает серьезные риски для глобальной финансовой системы.
Согласно обзору, четыре главных источника ликвидности на финансовых рынках мира сохранят устойчивые темпы роста в течение следующих пяти лет. В совокупности, их активы увеличились с примерно $3,2 тлрн в 2000 году до $8,4 трлн - $8,7 трлн в конце прошлого года, составив порядка 5% от мировых финансовых активов в целом. В эти цифры включаются огромные резервы центрального банка Китая в иностранной валюте, оцениваемые более чем в $1 трлн, а также инвестиции средств, получаемых нефтяными экспортерами от продаж нефти.
Если цены на нефть откатятся назад от нынешних рекордных уровней, а доходы хеджевых фондов и фирм частных инвестиций станут расти более умеренно, то, по прогнозам McKinsey, активы в управлении “новых бизнес-магнатов” могут к 2012 году вырасти до $15,9 трлн. Это означает более медленную экспансию, чем в предыдущие шесть лет. Если же в течение следующих пяти лет сохранятся прежние темпы роста, то размер данных активов может достичь $20,7 трлн. Неудивительно, что, контролируя такие средства, “новые бизнес-магнаты” будут в значительной степени определять ситуацию на рынках капитала, включая диверсификацию инвестиций и финансовые инновации.
Что касается рисков, некоторые экономисты опасаются, что государственные инвестиционные фонды, финансируемые за счет нефтяных доходов, или центральные банки могут принимать решения об инвестициях, обусловленные не экономическими мотивами, а “политическими или меркантилистскими соображениями”. McKinsey Global Institute рекомендовал повысить прозрачность деятельности всех четырех ведущих финансовых оков, что частично должно осущеститься за счет более жесткого банковского надзора и усовершенствования управленческих структур.
Инф. "finance">finance