• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Не золотая середина
    2007-10-18 14:35:53

    Украина может оказаться между двумя таможенными союзами

    В октябре в таджикской столице Душанбе проходил совет глав стран СНГ и (параллельно) других международных организаций, в частности Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Был утвержден перечень международных договоров, составляющих базу Таможенного союза, и план действий по его формированию в рамках ЕврАзЭС до 2010 года. Участниками Таможенного союза стали соседи и деловые партнеры Украины — Россия, Беларусь и Казахстан. Наша страна оказалась как бы меж двух огней — двух таможенных союзов: европейского и "околороссийского".

    Напомню, что с момента образования Евразийского экономического сообщества его членами были пять государств — Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В мае 2002 года статус наблюдателя при ЕврАзЭС был предоставлен Молдове и Украине, что вызвало протесты "национально озабоченных" деятелей в обеих странах. В 2003 году статус наблюдателя получила Армения, а в январе 2006-го полноправным членом ЕврАзЭС стал Узбекистан.

    Однако, несмотря на то что организация получилась представительной, экономическая интеграция вышеперечисленных государств на ее базе длительное время тормозилась. Во многом этому препятствовала ситуация, сложившаяся в 2004 году. В то время было принято решение отдать предпочтение интеграции стран в формате ЕЭП, где наряду с РФ, Беларусью и Казахстаном в качестве "краеугольного камня" просматривалась Украина, а слаборазвитые центрально-азиатские государства могли присоединиться "во вторую очередь".

    Стоит напомнить, что ЕЭП вызвало еще большее возмущение украинских правых, чем ЕврАзЭС, и во время президентской кампании было использовано сторонниками Виктора Ющенко в качестве "пугала". В результате "оранжевая" революция не приблизила перспектив членства Украины в ЕС, но существенно затормозила интеграцию в рамках "большой четверки" ЕЭП.

    Уже без нашего вмешательства ЕЭП медленно деградировало, превращаясь в "мертворожденное дитя", поэтому Москва, Минск и Астана приняли решение вернуться к идее экономической интеграции на постсоветском пространстве в формате ЕврАзЭС.

    Для реанимации этого проекта руководители упомянутых стран решили пойти на создание полноценного Таможенного союза, договор о формировании которого планировалось подписать еще в 2006 году, а также выработку единой торговой политики по отношению ко всем остальным странам.

    В силу различных обстоятельств работа по созданию Таможенного союза затянулась, и только сейчас, в ходе встречи глав государств ЕврАзЭС в Душанбе были названы документы, призванные стереть таможенные барьеры между странами-членами. Правда, для закрепления проекта необходима долгая и кропотливая работа по унификации таможенного законодательства и многочисленных подзаконных актов.

    Тем не менее, если эта работа не будет спущена на тормозах, уже через три года на постсоветском пространстве появится Таможенный союз, который должен поднять уровень торговли между странами и закрепить ориентацию казахстанской и белорусской экономик на российский рынок, где они могут потеснить и украинских производителей.

    У бизнесменов нередко возникали казусы. Так, чтобы перевезти грузы из одного региона Российской Федерации в другой, необходимо было делать крюк, поскольку железная дорога во многих приграничных районах заходит на территорию другого государства. Например, железная дорога, связывающая Саратов и Орск, проходит через казахстанский город Уральск; часть транссибирского железнодорожного пути пересекает североказахстанский город Петропавловск, а восточно-казахстанская область в железнодорожном плане вообще отрезана от остальной территории Казахстана, попасть в Семипалатинск или Усть-Каменогорск из Караганды и Астаны можно только через российскую территорию. Это негативно сказывается на работе десятков предприятий, находящихся в пограничных районах России и Казахстана, которые фактически блокированы таможенными границами. Так что для Москвы и Астаны Таможенный союз — насущная необходимость.

    Что же касается России и Беларуси, то их бюджеты имеют существенную экономию от того, что совместные таможенные посты на границе двух стран ликвидированы.

    Причем не секрет, что Александром Лукашенко в Кремле весьма недовольны. Не в восторге российские власти и от своеобразного казахстанского "просвещенного абсолютизма" Нурсултана Назарбаева.

    Тем не менее у России хватает мудрости не увязывать экономику с политикой, понимая, что ущерб может быть гораздо больше, чем сомнительные политические дивиденды от наличия в Беларуси и Казахстане лояльных режимов.

    В то же время Таможенный союз даст белорусским и казахстанским предприятиям колоссальные возможности для развития за счет чрезвычайно емкого российского рынка.

    Логично в этой ситуации задать вопрос: а что приобретет или потеряет Украина от Таможенного союза наших соседей? Отвечая на этот вопрос, нужно обратить внимание на тот факт, что рынки стран СНГ по-прежнему остаются главным направлением экспорта для Украины. Не говоря уже о колоссальной зависимости нашей экономики от импорта различных товаров из России и других стран СНГ. В первую очередь — энергоносителей. Поэтому присоединение Украины к Таможенному союзу ЕврАзЭС было бы естественным.

    Конечно, у наших "теоретиков интеграции" на это есть дежурная фраза: Украина, дескать, уже выбрала направление на Запад и намерена двигаться в сторону полноправного членства в Евросоюзе, который представляет собой крупнейший в мире Таможенный союз почти трех десятков государств.

    Намерение интегрироваться в единую Европу, конечно же, похвально, но возникает один вопрос, хочет ли единая Европа, чтобы Украина так быстро в нее интегрировалась. И здесь мы сталкиваемся с жестокой реальностью. Сегодня о членстве Украины в Евросоюзе речь даже не идет. Во всяком случае, со стороны ЕС.

    В лучшем случае называются ориентировочные даты начала переговоров о будущем членстве. Причем они постоянно отодвигаются: то 2020 год, то теперь уже зашла речь о 2050-м. А иногда просто говорят: после Турции. Если же Турцию вообще не примут, нам придется ждать "прекрасного далека".

    При этом, как показывает мировая практика, самое невыгодное состояние — это находиться между двумя оформившимися таможенными союзами. Ведь Евросоюз и ЕврАзЭС наверняка очень быстро найдут точки соприкосновения и предпримут меры для более интенсивного развития двусторонней торговли, а Украина из этого процесса выпадет и будет вынуждена в одиночку пробиваться как на рынок Евросоюза, так и на рынок ЕврАзЭС. Нельзя сказать, что украинских производителей с распростертыми объятиями ждут и в России, но технологически у наших соседей по СНГ нет мощностей, которые полностью могли бы исключить потребность в украинском импорте.

    Владимир ЦХВЕДИАНИ

    Инф. "versii">versii

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.