В декабре текущего года в Киеве начнется внедрение автоматизированной (бесконтактной) системы оплаты проезда в городском наземном транспорте. Пилотный проект будет задействован, скорее всего, на одной из троллейбусных линий города. Об этом корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ сообщил начальник Службы автоматики и связи Коммунального предприятия "Киевпастранс" Николай Гузенко.
По его словам, после пилотного проекта предполагается установка необходимого для бесконтактной оплаты проезда оборудования на весь состав КП - более 1,5 тыс. трамваев, троллейбусов и автобусов. Работы будут завершены, при наличии соответствующего финансирования, до середины 2009 года. "Поскольку это очень масштабный проект, то он будет вводиться поэтапно. В конечном результате мы откажемся от кондукторов. В начале существующая система оплата и нововведенная будут работать параллельно", - отметил Н.Гузенко.
Начальник Службы автоматики и связи пояснил, что для введения бесконтактной оплаты проезда необходимо решить несколько вопросов. "Сама большая проблема - это создать реестр льготников, эмитировать карточки и выдать их. А надо еще запрограммировать их - создать адресную базу. Эти карточки можно использовать прообразом для различных социальных программ. Как пример - можно посмотреть в Москве - там больше 6 млн. карточек, по которым можно купить со скидкой лекарства в аптеках, "социальные магазины" и др. То есть, фактически возможности этой карточки достаточно серьезные. В том числе, планируем использование этих карточек для оплаты парковок. Технически это возможно. Но организационно мы сразу будет просто не в состоянии все аспекты охватить. Поэтому будем поэтапно", - заявил он.
Кроме того, для внедрения бесконтактной оплаты проезда весь городской транспорт необходимо оборудовать "валидаторами", которые позволят считывать необходимую сумму с карточек. Карточки будут универсальными, рассчитанными на все виды транспорта, включая метро.
Для пассажира, нуждающегося в разовой оплате проезда, предусмотрено наличие кассового аппарата у водителя. Кроме того, у водителя будет стоять центральный бортовой компьютер, контролирующий "валидаторы", которых, кстати, в зависимости от вместительности транспорта, будет от 2 до 4 штук.
После введения бесконтактной системы оплаты проезда проверить, оплатил ли пассажир проезд, смогут только контролеры. В связи с этим предлагается увеличить штрафы за безоплатный проезд в несколько раз. "Но для этого необходимы изменения в действующей нормативной базе... Если номинально, то штраф должен быть около 25-50 грн.", - считает начальник Службы автоматики и связи.
Новая система также предусматривает наличие проездных билетов различной номенклатуры: на день, неделю, квартал и т.д. - в целом их будет около 100 разновидностей.
Н.Гузенко сообщил, что финансирование программы, к сожалению, идет не в полном объеме - по состоянию на август из необходимых 33 млн грн. выделено всего 9 млн грн. В целом на внедрение Автоматизированной системы оплаты проезда и учета льготных категорий пассажиров, в которую и входит внедрение бесконтактной оплаты проезда, необходимо более 100 млн грн. "Киевпастранс" на реализацию поставленных задач должен получить 36 млн грн.
Программа утверждена на сессии Киевсовета в декабре 2006 года. Заказчиком является Главное управление транспорта столицы.
Инф. " ">