По данным Госкомстата, рост потребительских цен в Украине за январь 2005 г. составил 1,2%. Январскую инфляцию и возможные сценарии развития событий в 2006 г. прокомментировал руководитель группы советников председателя Национального банка Валерий Литвицкий:
Ценовое ралли года началось с относительно низкого старта. Показатель инфляции был меньше среднего январского значение за годы после введения гривны. Только в январе 2002 г. инфляция оказывалась меньше (1,0%). В прошлом году январская инфляция составила 1,7%, а в 2004 г. - 1,4%. Среднемесячное значение инфляции потребительских цен в январе за 1996-2005 гг. было 2,6%, а за годы роста (2000-2005 гг.) - 1,8%. Прогноз Департамента экономического анализа и прогнозирования НБУ по росту цен в январе был выше (1,5%), и он не подтвердился.
Факторы, оказавшие влияние на темпы инфляции в январе:
Первое. Инерция инфляции предыдущих месяцев была умеренной. Инфляция в IV квартале 2004 г. составила 6,3%, а в IV квартале 2005 г. - только 3,2%
Второе. Функциональность наиболее чувствительных к колебаниям спроса рынков (мяса, сахара, топлива) в основном сохранилась.
Третье. Не наблюдалось значительного вторичного инфляционного эффекта в связи с относительной постепенностью повышение зарплат в октябре-декабре 2005 г.
Четвертое. В январе отсутствовал прошлогодний феномен возврата перекупленной валюты. Вместо этого произошло значительное уменьшение динамики монетарных агрегатов из-за продажи валюты Нацбанком. Если в январе 2005 г. монетарная база сократилась на 2,9%, то в январе 2006 г. на 9%. Показатели изменения широких денег (монетарная масса) составляли соответственно - -0,1% и -2,7%.
Пятое. Фискальная сдержанность правительства восстановилась. Средства бюджета на счету Госказначейства в Нацбанке выросли на 14,5%.
Шестое. Нисходящий тренд цен производителей, унаследованный от 2005 г., не разогревал потребительские цены. Экономика все еще находилась в состоянии охлаждения. Если з 2004 г. цены производителей выросли на 24,1%, то в 2005 г. на 9,5%.
Седьмое. Отмена решений о повышении тарифов на газ для населения частично демобилизовало инфляционные ожидания. Но их разогревал рост политического напряжения (что также повлияло на увеличение спроса на иностранную валюту). В отличие от прошлогодней январской разрядки напряжения после второго тура выборов, в этом году доминировала неопределенность развития событий. Поэтому по сравнению с декабрем прошлого года инфляция несколько ускорилась.
Восьмое. Замедление прироста депозитов "компенсировалось" более существенным, в чем в соответствующем периоде 2005 г., уменьшением наличности в структуре денежной массы. Удельный вес наличности в январе 2005 г. сократился на 4%, а соответствующий показатель этого года составил 5,7%.
Девятое. Цены на некоторые товары мясного рынка (птица) снизились под влиянием падения спроса, вызванного птичьим гриппом.
Десятое. Потребительскую активность угнетали морозы, хотя это не касается потребления некоторых видов услуг (энергии, газа)
Одиннадцатое. Благоприятными для январской инфляции были тенденции снижения мировых нефтяных цен. Сохранилась сбалансированность рынка топлива.
С учетом указанных ценовых тенденций стартового месяца, можно предварительно попытаться ответы на вопросы: "Что дальше?"
На пути построения годового прогноза инфляции стоят три основных препятствия:
Первое. Отсутствие надежной информации о намерениях правительства в области тарифной политики, в т.ч. услуг коммунального хозяйства.
Второе. Нет расчетов Минэкономики о влиянии новых газовых цен на динамику товарного предложения.
Третье. Минэкономики отозвало прогноз макропоказателей. Кроме того, представители
Верховной Рады и правительства сделали заявления о намерениях пересмотра бюджета.
Сегодня еще отсутствует видение возможного макрофундамента, опираясь на который можно прогнозировать годовую инфляцию.
Для закрепления прошлогодней тенденции замедления роста потребительских цен, решающее значение имеют такие три шага:
Первый. Необходимо скорректировать намерения о темпах либерализации ценообразования на услуги ЖКХ. Восстановить активное региональное регулирование тарифов на коммунальные услуги в пределах полномочий местной власти. Речь идет том, что полномочия регионов, местных властных структур имеют определенные возможности для малоконтролируемого повышения тарифов, даже при условии сдержанности со стороны Кабмина и отдельных центральных органов.
Второй. Необходимо поддерживать существующий уровень импорта продовольственных товаров до установления более долгой стабильности цен, особенно на мясо. Намерения Минагрополитики сократить импорт мяса в 2 раза являются преждевременными. Стоит утроить усилия по формированию товарных резервов для интервенций на проблемных рынках (мяса, сахара, светлых нефтепродуктов и др.).
Третий. При просмотре госбюджета необходимо уменьшить его дефицит и уровень непроцентных расходов. Необходимо также начать снижение нагрузки на фонд заработной платы и отчислений в Пенсионный фонд от валютных операций.
Эти меры будут способствовать восстановлению экономического роста, улучшению сбалансированности доходов населения и их товарного покрытия.
В.Литвицкий также отметил, что с начала года на рост цен оказывают влияние завышенные инфляционные ожидания, которые формируются непрофессиональными высказываниями и заявлениями экспертов и чиновников. По его словам, этот фактор может сыграть негативную роль, и рост цен перед выборами может оказаться выше, чем он мог бы быть, если бы в прогнозах и оценках эксперты и журналисты опирались только на цифры, а не руководствовались необоснованными предположениями.
Инф. ufs
e-finance.com.ua