Лидеры финансового рынка в 2005 году увеличили долю кредитов, предоставленных физлицам, более, чем вдвое, а некоторые продемонстрировали даже трехкратное и четырехкратное увеличение. Но на фоне победных реляций об увеличении объемов кредитования (и росте доли потребкредитования в общем объеме национального ВВП), практически ничего неизвестно о невозвратах. Сколько кредитов в портфелях российских банков оказывается "плохими" - десятые доли процентов, проценты или, чем черт не шутит, десятки процентов. Информация, которая просачивается на рынок, чаще всего носит характер сплетен и слухов, не исключено, что ее распространяют конкуренты. Однако на прошлой неделе появилась информация, которая заставляет призадуматься о том, как на деле обстоят дела в сфере кредитования физлиц. Генеральной директор крупнейшей российской страховой компании "РОСНО" Леонид Меламед заявил, что по итогам 2005 года единственной убыточной линией бизнеса для его детища стало страхование финансовых рисков. По его словам, убытки по этому виду страхования составили несколько миллионов долларов. Самым "провальным" оказалось как раз страхование потребительских кредитов, на долю которого в совокупных сборах компании приходится менее 1%. Среди факторов, ставших причиной таких показателей, он назвал, в частности, недостатки скоринговой системы, ошибки в андеррайтинге и "откровенное мошенничество" отдельных заемщиков. В связи с этим "РОСНО" решило оставить "очень небольшой портфель по страхованию потребительских кредитов", выдаваемых только на покупку очень крупных товаров. Остальной портфель компания сокращает "почти до нуля".
Банкам приходится отказываться от принципа: один клиент - один кредит. Как признался автору статьи один из банкиров, пока финансово-кредитные структуры опасаются предоставлять человеку займ, если известно, что он должен другому банку: ведь в случае дефолта неизбежно пострадает "поздний" кредит.
Инф. forinsurer
e-finance.com.ua