«Считайте деньги, не отходя от банкомата», – довольно скоро такими табличками может быть украшен каждый банкомат. Сообщения о том, что банкоматы не выдают клиентам всей запрашиваемой суммы, стали все чаще появляться в толстых банковских папках для жалоб и претензий, а также на финансовых интернет-форумах.
Киевлянин Константин снимал 3 тыс. гривен в банкомате Райффайзен Банка Аваль в одном из спальных районов столицы. Доверившись точности машины, он сунул не глядя деньги в карман. Однако прийдя домой он с удивлением обнаружил в пачке 200-гривневых купюр одну номиналом в 100 грн.
Претензии Константина в отделении банка отвергли, сославшись на отсутствие подтверждения его слов. Работник «Аваля» заверил, что каждый банкомат оснащен видеокамерой и Константину следовало бы пересчитать выданные деньги, стоя лицом к банкомату. Эту историю в банке оставили без комментариев. Официальный ответ на запрос «24» корреспондент в течение месяца так и не получил.
С аналогичными проблемами сталкиваются и клиенты других банков. «Я снимал 8 тыс. грн. Он (банкомат) выдал пачку в 40 купюр номиналом 200 грн. Но в стопке было две 100-гривневые купюры, получается, банкомат выдал не 8 тыс., а 7,8 тыс.», – говорит один из клиентов UniCredit Bank Сергей. Однако в банке заверяют, что ошибки быть не могло.
"Банком было проведено расследование, которое показало следующее: при разгрузке банкомата излишков не обнаружено», – гласит официальный ответ UniCredit Bank.
Сбоя в работе банкомата быть не могло. Это говорят в UniCredit Bank. В этом уверены и техники. «Если в определенной кассете банкомата будут заложены деньги,.. технической ошибки в работе банкомата не будет», – утверждает Сергей Волченко, технический директор компании «Инлан», которая специализируется на решениях для банкоматов.
В таких ситуациях виновным может быть только человек. «В ситуации, когда клиенту выдается правильное количество купюр, но сумма неправильная, виноват только кассир», – уверен Волченко. Это признают даже банкиры. «Существует вероятность ошибки кассира, но подчеркиваем, что она минимальна», – осторожны в UniCredit Bank.
Однако директор Межбанковской ассоциации членов международных платежных систем ЕМА Александр Карпов утверждает, что банки должны в первую очередь защищать своих клиентов, а не работников. «Банки должны ухватиться за эти случаи и расследовать их, так как если в их структурах работают мошенники, таких нужно увольнять и наказывать за содеянное. Это портит имидж банка и подрывает его репутацию», – уверен он.
О честности
Примеры, когда кассиры украинских банков присваивали деньги не редкость. Последний громкий случай произошел 5 июля в Херсонской области. Кассир одного из крупных банков сбежал с 540 тыс. грн. В августе в Херсонской области был задержан кассир филиала одного из банков, которая ночью проникла на свое рабочее место и похитила из сейфа 15,5 тыс. грн и $400. А 3 октября стало известно, что в Черновцах кассир одного из банков присвоила $10 тыс., которые должны были быть перечислены на депозитные счета клиентов.
Прямая речь
Александр Карпов, директор Межбанковской ассоциации членов международных платежных систем ЕМА: Если банкомат не выдал клиенту всю запрашиваемую сумму, нужно найти трех свидетелей и подавать в суд.
Леся Войтицкая
Инф. "24">24
e-finance.com.ua