В конце октября вступили с силу новые Правила воздушных перевозок. Один из пунктов этого документа фактически упраздняет существование билетов, которые невозможно вернуть. Спустя месяц после введения новых правил мы решили выяснить: собираются ли авиаторы придерживаться требований Минтранса или смогут найти способ не выполнять их?
До сих пор большинство авиакомпаний регулярно проводили распродажи билетов по очень привлекательным ценам, однако в правилах применения тарифов указывалось, что по собственному желанию пассажир отказаться от этих билетов не может. Согласно новым правилам, если человек хочет вернуть любой билет - он может это сделать всегда.
Причем, если он сообщит авиакомпании о своем намерении не позднее, чем за двадцать четыре часа до полета, клиенту должна быть возвращена вся уплаченная за перевозку сумма. Если пассажир спохватывается позднее, то с него имеют право удержать не более 25%. Глава Росавиации Евгений Бачурин на встрече с журналистами подтвердил: "Для российских авиакомпаний "невозвратных билетов" больше не существует".
Введение новых правил вызвало опасение: неужели это означает, что "суперакциям" авиакомпаний пришел конец? Тем не менее, пока многие перевозчики продолжают радовать клиентов специальными предложениями. На каких условиях сегодня продают дешевые билеты?
Безусловно, прежде всего, новые правила не укладываются в концепцию дискаунтеров - низкобюджетных перевозчиков, которые именно потому и могут предлагать минимальные тарифы, что пассажиру приходится соглашаться на отсутствие питания, неудобные слоты и невозможность вернуть билет.
К примеру, в немецкой low-cost-авиакомпании Air Berlin действуют два типа тарифов: возвратный и минимальный, невозвратный. Большинство западных дискаунтеров работают по схожей модели. В России на сегодняшний день существует всего одна авиакомпания, заявившая о себе как о дискаунтере, - это появившийся в начале 2007 года Sky Express (второй собирающийся в перспективе работать на подобных условиях перевозчик Red Wings - бывшие "Авиалинии-400" - пока в основном организует чартерные рейсы).
На официальном сайте Sky Express указано, что расторгнуть договор (то есть вернуть билет) можно "в порядке, установленном действующим Законодательством РФ и Правилами внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа" этой авиакомпании. В справочной службе рассказали, что если пассажир обратится более чем за 10 дней до вылета, ему вернут 75% стоимости билета, однако не наличными, а "баллами" на счет, которые можно будет использовать при последующих полетах.
Следующая авиакомпания, в которую мы решили обратиться, - S7 Airlines. По мнению экспертов, эта одна из крупнейших российских авиакомпаний, по сути, тоже частично работает как дискаунтер - ряд ее тарифов ниже предложений конкурентов и содержит характерные для лоукостеров ограничения. Когда мы попытались купить самый дешевый билет и узнать об условиях его возврата, девушки из службы бронирования заявили, что билеты, проданные "по акции", вернуть нельзя.
Согласно информации на сайте, перевозчик обещает принимать обратно любые проездные документы. Однако сравнив стоимость самих билетов по самым низким тарифам и величину штрафов, мы поняли, что возвращать что-либо бессмысленно: так называемые штрафы почти равны стоимости самих билетов. Замгендиректора по PR Игорь Волков утверждает, что S7 Airlines имеет на это право, потому как "все действия авиакомпании не противоречат Воздушному кодексу и другим законам Российской Федерации".
В "Трансаэро" вернуть билет можно, однако также придется заплатить штраф. Его размеры, как пояснил возглавляющий пресс-службу этой авиакомпании Сергей Быхал, определяются условиями тарифа. По его словам, авиакомпания имеет право самостоятельно устанавливать штрафы, если снижает стоимость билетов на 60% и более (по-видимому, г-н Быхал ведет речь о каком-то дополнении к Правилам, потому как в основном тексте подобного примечания мы не нашли, а точно пункт документа респондент, к сожалению, не назвал).
И наконец, крупнейшая российская авиакомпания - "Аэрофлот" обязуется принимать все без штрафов строго в соответствии с новыми правилами: девушки из справочной службы цитируют их без запинки, уверяя, что проблем не будет.
Однако восхищаться одной авиакомпанией и возмущаться действиями других пассажирам рано. Конечно, финансовый оборот национального перевозчика достаточно велик, чтобы позволить ему не обращать внимание на убытки от возврата дешевых билетов, продажа которых для этой конкретной авиакомпании скорее рекламно-имиджевый шаг, не приносящий непосредственного реального дохода. Другим перевозчикам эти гладко выглядящие на бумаге и привлекательные, на первый взгляд, для пассажиров правила могут нанести значительный ущерб.
По словам представителя одной из авиакомпаний, попросившего не называть его имени, обсуждая нововведения в кулуарах, авиаторы не стесняются в выражениях. В настоящий момент многие говорят о том, что выполнять правила невозможно, необходимо как можно скорее их переработать.
Эксперты указывают, что новый документ содержит реальные механизмы (речь идет в том числе и о положении о безусловном возврате билетов), с помощью которых крупные авиакомпании смогут легко избавиться от менее сильных конкурентов.
Под угрозой существование в нашей стране работающих на рынке и появление новых низкобюджетных авиакомпаний и развитие программ малой авиации, что уже напрямую относится к интересам пассажиров, только было поверивших в возможность летать дешево, пишет Turist.
Инф. "dn">dn