В пятницу компания Standard & Poor’s объявила о повышении долгосрочных кредитных рейтингов контрагента, а также рейтингов депозитных сертификатов трех банков, действующих в Республике Казахстан (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: BBB-/Стабильный/A-3; по обязательствам в национальной валюте BBB/Стабильный/A-3), ввиду усиления влияния фактора потенциальной государственной поддержки на кредитоспособность этих банков. В числе этих банков:
— Казкоммерцбанк (рейтинг повышен с «ВВ» до «ВВ+»);
— Банк ТуранАлем (рейтинг повышен с «ВВ-» до «ВВ»);
— Народный сберегательный банк Казахстана (Халык Банк) (рейтинг повышен с
«ВВ-» до «ВВ»).
В то же время Standard & Poor’s подтвердила краткосрочные рейтинги этих банков («В»). Прогноз по изменению рейтингов — «Стабильный».
Теперь кредитные рейтинги контрагента трех указанных коммерческих банков Казахстана становятся на одну ступень шкалы выше соответствующих кредитных рейтингов этих банков, основанных на анализе их собственной кредитоспособности и не учитывающих возможность получения чрезвычайной финансовой поддержки со стороны правительства. Мы считаем, что указанные три крупных коммерческих банка являются системообразующими для банковской системы страны. Различие в уровне рейтингов определяется разницей в профилях коммерческих и финансовых рисков этих банков.
«Повышение рейтингов отражает наше мнение о том, что Правительство Республики Казахстан, скорее всего, предоставит оперативную поддержку системообразующим банкам страны в случае, если они окажутся в кризисной ситуации», — заявил кредитный аналитик Standard & Poor’s Магар Куюмджян.
Чрезвычайная государственная поддержка подразумевает конкретные действия (рекапитализацию, поддержание ликвидности, покупку проблемных активов по цене ниже рыночной), что позволит защитить банки, в том числе относящиеся к частному сектору, от банкротства.
Получение системообразующими банками государственной поддержки вероятно, но не гарантировано. Вероятность определяется важнейшей ролью по крайней мере трех крупнейших банков в финансировании экономики страны, а также банковском обслуживании ее населения. Немалое значение имеет и относительно благоприятный режим регулирования банковской деятельности.
Большинство банков Казахстана находятся в частной собственности, что предполагает небольшую степень государственного вмешательства в их стратегию. Говоря о негативных факторах, следует отметить определенные политические моменты и непрозрачную структуру собственности банков.
Благополучие в бюджетной сфере Казахстана, достигнутое во многом благодаря высоким ценам на нефть, повышает возможности руководства страны по оказанию чрезвычайной финансовой поддержки банковскому сектору. Кроме того, мы считаем, что руководство Казахстана делает все от него зависящее для поддержания стабильности финансовой системы. Однако важно подчеркнуть, что, по мнению Standard & Poor’s, правительство не станет при любых обстоятельствах поддерживать все терпящие бедствие банки — помощь будет оказываться выборочно, и прежде всего крупным финансовым учреждениям, представляющим наибольшую значимость для национальной банковской системы.
Конкретная помощь проблемным банкам в прошлом включала не только предоставление ликвидных средств Центральным банком страны, который является в таких случаях кредитором «последней инстанции». Руководство уже демонстрировало свою готовность вмешаться и оказать помощь финансовым учреждениям в кризисной ситуации. После распада коммунистической системы в 1991 г., когда в банковском секторе неоднократно возникали ситуации нестабильности, Правительство Казахстана вмешалось и выручило из беды не один банк. Тем не менее недавний пример Наурис-Банка (среднего по размеру финансового учреждения, обанкротившегося в 2005 г.) показывает, что руководство страны не собирается спасать от банкротства банки, которые не являются системообразующими.
Инф. cbonds
e-finance.com.ua