Вложение частных ресурсов в создание независимых перевозчиков, располагающих собственным вагонным парком - наиболее эффективный вариант сотрудничества государства и частного капитала в вопросах развития отечественных железных дорог. Такое мнение ЛІГАБізнесІнформ высказал руководитель аналитической группы консорциума "Менеджмент консалтинг групп" (МКГ) Дмитрий Подтуркин.
По его словам, нормативно-правовая база, обеспечивающая финансовые основы использования частного вагонного парка, в Украине полностью сформирована. "Но необходимо принять ряд законодательных актов, которые обеспечат свободный доступ независимых перевозчиков к процессу грузовых железнодорожных перевозок в Украине", - отметил он.
Д.Подтуркин напомнил, что Министерство экономики разрабатывает законопроект о государственно-частном партнерстве, согласно которому при строительстве объектов транспортной инфраструктуры частные компании смогут подписывать с государством контракты на определенный срок, инвестировать в строительство этих объектов, а затем эксплуатировать их в период, оговоренный в контракте. При этом государство останется собственником новосозданных активов, получив инвестиции за счет частных компаний.
По мнению экспертов МКГ, этот механизм не будет способствовать привлечению дополнительных финансовых вложений в железнодорожную отрасль. Его применение на железнодорожном транспорте, считают в консорциуме, крайне ограничено и может быть связано, в первую очередь, с финансированием строительства инфраструктурных объектов двойного назначения, таких как автомобильно-железнодорожный Дарницкий мостовой переход (в финансировании автомобильной части проекта), а также для финансирования отдельных проектов в пассажирском и грузовом сообщении.
В связи с этим эксперты МКГ видят реальные предпосылки к стратегическому партнерству между металлургами, которые являются основными производителями грузов, и "Укрзалізницей". "Хронический дефицит на внутреннем рынке коксующегося угля (особенно летом 2007 года, после ограничения его импорта из России) и монополизация рынка железорудного сырья увеличили потребность украинских металлургических предприятий в сырье, поставляемом из стран дальнего зарубежья. А мощностей украинских портов по перевалке этих грузов не достаточно, и существует необходимость использования портов ближайшего зарубежья. Это приведет к увеличению плана перевозки грузов, что в свою очередь будет требовать дополнительных вагонов. Ситуацию с нехваткой подвижного состава усугубится", - считают эксперты консорциума.
"И госадминистрации, и металлургам выгодно принятие госпрограммы реформирования ж/д транспорта... Утверждение программы позволит сформировать эффективные правила совместной работы государства и частного капитала в сфере железнодорожных перевозок. А формируя собственный вагонный парк, ведущие металлургические ФПГ (финансово-промышленные группы, - ред.) не только решат досаждающую им проблему дефицита вагонов, но и позволят "Укрзалізниці" высвободить значительные инвестиционные ресурсы для финансирования программ обновления и модернизации", - подытожил Д.Подтуркин.
Напомним, на сегодняшний день износ грузового парка Государственной администрации железнодорожного транспорта "Укрзалізниця" составляет более 80%.
Министерство экономики Украины готовит к рассмотрению законопроект о государственно-частном партнерстве. Документ призван урегулировать правовые нормы участия государственного капитала в развитии частных бизнес-проектов.
Инф. E-Finance
e-finance.com.ua