После новогодних праздников в Киеве зафиксирован всплеск "маршруточной лихорадки". Пригородные перевозчики уже подняли тарифы на проезд, их примеру обещают последовать столичные коллеги. Пассажиры маршруток в это время бьют тревогу.
"Маршруточники наглеют так, что дальше некуда! На днях за то, чтобы доехать от станции метро "Левобережная" до Борисполя, стали брать 6 грн. 50 коп., и это при том, что в ноябре уже цену поднимали – с 4 до 5 гривен. Если в Киеве как-то ещё тарифы держат, то в пригороде творится полный беспредел, и никто не может их приструнить!" – жалуются пассажиры. Люди возмущаются, но деваться некуда – очень многие ездят в Киев на работу.
В разных направлениях стоимость разная. Примерно за одно и то же расстояние берут кто 3,5 грн., а кто целых 7. Например, в Боярку от площади Победы теперь возят за 7 грн. "Ехать километров 30, маршрутки заполненные, у них, видать, сверхприбыли, а все жалуются, что бензин дорожает", – негодует Алексей Ярмоленко, житель пригорода.
Как объяснили специалисты транспортного отдела Киевской областной администрации, здешние перевозчики работают в двух режимах – обычном и таксомоторном (он же, собственно, маршрутный). И если тариф в обычном режиме устанавливают областные власти, то таксомоторный режим находится целиком и полностью "на совести" перевозчика. В обычном режиме работает примерно треть машин. Цены на них под контролем обладминистрации с декабря 2007 года возросли с 10 до 15 копеек за один пассажиро-километр (то есть маршрут длиной в 20 км подорожал на 2–3 грн).
Причины просты, говорят в администрации – в области тарифы на перевозку не поднимались уже 4 года, а за это время успели вырасти как цены на топливо, так и на запчасти и аренду баз.
Многим кажется, что перевозчики прибедняются. Ведь если прикинуть, даже по минимуму за один круг один микроавтобус от пассажиров получает (при цене проезда 7 грн.) примерно 3 тыс. грн. Этого и на бензин, и на запчасти, и на прочие потребности хватает с головой.
Столичные маршруточники терпят давление властей, поэтому пока менять расценки не могут. Руководитель одного из киевских предприятий Николай Басан рассказал, что перевозчики продают микроавтобусы. Например, у него из 22 машин, обслуживающих маршрут, осталось 17. Причина – нехватка водителей, которые убегают в область, а также рост цены на топливо.
Перевозчики прогнозируют очереди на остановках, давку в салонах маршруток, ведь ехать хотят все, а не на чем. К этому "букету" главный перевозчик Киева Валерий Липецкий добавил еще и ухудшение безопасности и обслуживания, потому что денег на техобслуживание не хватает.
Инф. "finance">finance