Европейцы первыми «оценили» человека и пользу от него в денежном эквиваленте. В СССР отношение к этим методикам было неоднозначным: с одной стороны – аморально считать человеческую жизнь в рублях, с другой – ради доказательства социального прогресса необходимо учитывать потери «государственной машины» от утраты «винтиков».
В конце 70-х несколько московских профессоров и академиков предлагали заимствовать «аморальный опыт», чтобы составить системе организации безопасного движения экономическое оправдание затрат. Оценив жизнь, организация безопасности движения доказывала свою рентабельность.
При расчете во внимание бралось все – возраст, пол, средняя продолжительность жизни, род деятельности и польза для государства – настоящая и возможная, за вычетом пенсии...
Наиболее «дорогими» оказались маленькие мальчики – мужчины в Союзе умирали раньше женщин. Потеря мальчика «стоила» государству 36 тыс. рублей. ки, несмотря на будущее материнство, получились «дешевле» – всего-то 32 тыс. Потеря женатого мужчины в СССР считалась большей, чем неженатого – 22 и 19 тыс. рублей соответственно. При этом учитывались и выплаты родне, и материальная поддержка семьи.
Небольшая травма стоила государству бесплатной медицины каких-то 50–100 рублей, зато инвалидность в результате аварии и выплата пенсий оценивалась дороже, чем смерть.
С 1991 года в Украине тоже пытаются сложить цену жизни. Уровень охраны труда у нас низок, аварийность – велика. По большому счету, наши методики повторяют советские образцы, подогнав их под новые требования: рождаемость, длительность службы в армии, прожиточный минимум...
Но бесконечная инфляция и рост стоимости жизни привели к тому, что битый «Мерседес» оказался дороже жизни сбитого пешехода. Пришлось срочно разрабатывать новую методику. На это у сотрудника научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения МВД Игоря Репика ушло почти пять лет.
По его словам, новая методика работает с 2004 года, теперь уже не секретно, и позволяет считать прямые потери индивидуально, используя «показатели» каждого участника аварии. Например, теперь не говорят однозначно, что погибший мальчик «дороже» ки. Хотя все-таки женщины остаются «дешевле», мужчины – работающие дольше, а живущие меньше – ценятся дороже.
Сейчас гибель жителя Украины приносит ей ущерб в 188,5 тысяч гривен, а инвалидность – 262,3 тысячи. Показатели обобщенные – не учитывая пол, возраст, деятельность, степень инвалидности вследствие аварии.
Конечно, цена жизни пешехода по-прежнему меньше «Мерседеса». Но больше государство не вытянет: в 2004 году прямые потери от ДТП по Украине составили 4,5 % ВВП. Прошлогодний ущерб от почти 4,5 тысяч ДТП по Киеву и области (600 человек погибло и 5,5 тысяч ранены) составил 1,3 млрд грн. Но это лишь 12% ущерба от ДТП по Украине.
В нашей стране имеется еще одна проблема, о которой редко упоминают: размер страховых выплат зависит от среднего заработка пострадавшего. Если погибшему шахтеру при средней зарплате 2 тыс. гривен выплатят за пятилетку 120 тыс., то учитель с 500-гривневой зарплатой получит всего 30 тыс. Получается, интеллигенты нынче не в цене, и перед учителями государство чувствует себя куда менее обязанным, чем перед шахтерами...
Инф. forinsurer
e-finance.com.ua