Вопрос оптимизации расходов актуален сегодня практически для всех организаций. В условиях экономического кризиса украинским компаниям приходится буквально "считать каждую копейку", чтобы удержаться на плаву и не стать банкротом.
Центр аналитических исследований "Анкор" провел экспресс-исследование с целью изучить реакцию компаний на сегодняшний экономический кризис. По данным опроса, 41% компаний планируют изменить заработную плату сотрудников, 17% намерены сократить расходы на персонал путем сокращения рабочего времени, а сократить свои расходы за счет отказа от всех или части льгот решили 26% компаний. При этом, по данным исследования, активно компании используют и другие инструменты оптимизации затрат (см. Таблицу 1).
Вместе с тем, согласно исследованию компании "Эрнст энд Янг", больше внимания сокращению затрат будут уделять 77% украинских компаний. Бизнес выбирает традиционные пути сокращения затрат: 80% респондентов сообщили, что сокращают или уже сократили административные затраты, 57% респондентов договариваются о лучших условиях с арендодателями и владельцами недвижимости, 51% респондентов повышают эффективность операционной деятельности, 47% - проходят через сокращение количества персонала.
Однако эксперты подчеркивают: сокращать затраты нужно с умом. Иначе можно перестараться и утратить конкурентоспособность, поставив будущее компании под угрозу.
Первоочередные задачи
По словам руководителя отдела бизнес-консультирования "KPMG" в Украине Анны Беломестновой, сокращение затрат включает в себя мероприятия, которые можно реализовать в короткие сроки (до 3 месяцев) в областях, не участвующих в создании добавленной стоимости: в основном с целью поддержания ликвидности и защиты бизнеса в краткосрочной перспективе.
"Так, в первую очередь, большинство компаний сокращает накладные расходы и затраты на персонал. При этом исследования показывают, что значительный потенциал сокращения затрат лежит в области закупок, транспортных расходов, оборотного капитала", - указывает эксперт.
По ее словам, сокращение инвестиций в производство и развитие дает очень существенный эффект и является довольно популярной мерой сегодня. Вместе с тем, отмечает эксперт, эти мероприятия могут негативно повлиять на будущую конкурентоспособность компании.
Не зацепить жизненно важное
Проблема в том, что быстро сокращенные расходы имеют тенденцию возобновляться, отмечает представитель "KPMG". "Например, при сокращении персонала нужно как минимум перераспределить нагрузку на оставшийся персонал. Рано или поздно возникнет вопрос найма, так как люди не справляются, могут возникнуть проблемы с приоритезацией задач", - отмечает А.Беломестнова.
Для ликвидации этих неприятностей, по ее мнению, нужны, во-первых, контрольные механизмы (структура затрат, отчетность, целевые показатели и т.д.), а во-вторых - изменения в культуре и процессах, направленные на поддержание "режима экономии".
Эксперт советует тщательно проанализировать сложившуюся ситуацию и следовать общему принципу: не задеть жизненно-важные органы, не перечеркнуть будущее компании. "Очень осторожно нужно подходить к переменным затратам, влияющим на операционную непрерывность, а также к затратам, связанным с доходами (как текущими, так и будущими)", - советует она.
Приоритеты и бизнес-цели
Глава инвестиционного отдела КУА "Бонум Груп" Александр Спасиченко считает, что сегодня в большинстве финансовых компаний все статьи расходов, которые можно было урезать в первую очередь, уже давно урезаны. А сейчас стоит вопрос уже об экономии на критически важных статьях расходов для компаний.
Вместе с тем, руководитель департамента по корпоративным связям компании "Киевстар" Жанна Ревнова уточнила, что вопрос не в самих статьях расходов, а прежде всего, в бизнес-стратегии на период кризиса. Сегодня компаниям необходимо очень четко определиться с бизнес-целями, которые стоят перед ними. В зависимости от того, какие ставятся цели, определяются и выделяются ресурсы на их выполнение.
Второй важный момент - приоритезация. "Компании нужно четко и динамично, от квартала к кварталу работать с определением приоритетов и инвестировать в проекты, которые дадут максимальный результат в краткие сроки", - уверена Ж.Ревнова.
При этом, по ее словам, конкретной цели можно достичь меньшими затратами или вообще нефинансовыми средствами. Принимая эту логику, можно оптимизировать все низкоприоритетные расходы, утверждает она.
Таблица 1. Инструменты оптимизации затрат компаний
Юлия ОСТАПЧУК
Инф. liga.net
e-finance.com.ua