Страховые выплаты по крушению Costa Concordia могут превысить 1 млрд. долларов. Это будет крупнейший размер возмещения в результате морской катастрофы. Вдобавок власти Италии опасаются экологических проблем.
Крушение Costa Concordia обернется рекордными страховыми убытками в истории судоходства. По оценкам аналитиков, с учетом требований о возмещении вреда жизни и здоровью и прочих претензий убытки у страховщиков могут превысить 1 млрд долларов. Это будет крупнейший для отрасли размер возмещения в результате морской катастрофы, пишет BFM.ru.
Напомним, судно село на мель и, получив пробоину, начало тонуть в минувшие выходные. По последним данным, пропавшими без вести после крушения судна числятся 28 человек. Спасатели обнаружили седьмого погибшего.
Ранее источник, располагающий информацией об условиях страховки, сообщил Bloomberg, что компенсации физического ущерба по страхованию самого судна составят около 405 млн евро (512 млн долларов). Среди страховщиков Costa Concordia, по информации агентства, — компании Assicurazioni Generali, RSA Insurance Group и XL Group.
Перестраховщик Hannover Re заявил Bloomberg, что в результате катастрофы ожидает убыток свыше 10 млн долларов.
На момент сдачи в эксплуатацию в 2004 году стоимость Costa Concordia оценивалась в 450 млн евро.
Аналитик Имонн Фленеган отмечает, что реальные страховые убытки в подобных ситуациях возникают в связи с гибелью людей и нанесением вреда здоровью.
Ущерб от крушения превысит сумму в 500 млн долларов, выплаченную после катастрофы в 1989 году судна Exxon Valdez у берегов Аляски. Таким образом, Costa Concordia станет самой убыточной морской катастрофой в истории.
У компании-владельца судна, Carnival, есть договор о страховании ответственности на сумму 3 млрд долларов с ассоциацией взаимного страхования Standard Club, принадлежащей судовладельцам, а также Steamship Mutual Underwriting Association. Пока в Standard Club не дают оценок потенциальных сумм финансовых требований, отмечая только, что сверх определенной суммы их обязательства перестрахованы.
В Carnival говорят, что размер собственного удержания по страхованию судна составляет около 30 млн долларов, в части ответственности за нанесение вреда здоровью третьим лицам полис предусматривает собственные риски в пределах 10 млн долларов по этому инциденту. В результате крушения лайнера компания-владелец, по самостоятельным оценкам, в 2012 году потеряет 95 млн долларов. Акции Carnival, которой также принадлежат бренды P&O и Cunard, на Лондонской фондовой бирже накануне продемонстрировали падение более чем на 20%.
Возможная утечка топлива
Из-за ухудшения погодных условий у побережья острова поиск выживших был временно приостановлен на несколько часов, после того как гигантский лайнер сместился на несколько сантиметров и возникла угроза его разлома.
Министр окружающей среды Италии Коррадо Клини говорит, что судно село на мель на особо охраняемой морской территории. По его словам, обнаружена утечка жидкости. Правда, пока нельзя утверждать, что это топливо.
Глава Costa Cruises уверен, что пока ни один из топливных баков не пробит. Но он признал: есть серьезные опасения, что такое может произойти.
Председатель совета директоров и глава Costa Cruises Пьер Луиджи Фоски заявил, что на борту Costa Concordia находятся 2,3 тысячи тонн топлива, передает Reuters. По словам топ-менеджера, у таких лайнеров, как Costa Concordia, никогда не было проблем с безопасностью.
Тем временем Клини заявил, что будет объявлено чрезвычайное положение и выделены государственные средства на меры по предотвращению экологической катастрофы.
Расследование
Прокуратура тосканской провинции Гроссетто возбудила уголовное дело по факту кораблекрушения и гибели людей. Капитан лайнера Франческо Скеттино задержан по подозрению в непреднамеренном убийстве, а также в том, что покинул судно до завершения эвакуации пассажиров. Согласно итальянскому законодательству, капитану, преждевременно оставившему судно в момент опасности, грозит до 12 лет лишения свободы, передают информагентства.
Глава компании-оператора Costa Cruises Пьер Луиджи Фоски заявил, что капитан Франческо Скеттино выполнил "несогласованный и неразрешенный маневр", отклонившись от курса, чтобы салютовать острову Джильо.
По данным итальянской газеты La Repubblica, о планируемом маневре написала в Facebook сестра главного стюарда Антонелло Тьеволи: "Совсем скоро корабль подойдет очень близко. Большой привет моему брату, который, наконец, получит выходной по прибытии в Савону".
Многие пассажиры жаловались, что эвакуация была проведена неудовлетворительно, по свидетельствам некоторых из них, члены команды не могли отсоединить шлюпки, сотрудники бара оказали большую помощь, чем экипаж.
Фоски, однако, отстаивает правильность действий команды при эвакуации и выражает сомнение, что Скеттино, как утверждается, покинул судно до ее завершения. "Мы не можем уверенно утверждать, действительно ли он покинул корабль до окончания эвакуации. Некоторые внутренние свидетельства указывают, что он пытался оставаться на борту", — цитирует The Guardian слова Фоски.
Отвечая на вопрос о системе оповещения, которая могла бы предупредить об опасном приближении судна к острову, Фоски на пресс-конференции в Генуе заявил, что на судне предусмотрены световые и звуковые сигналы в случае отклонения от заданного курса. "Разумеется, если вручную нейтрализовать систему, она не сработает", — цитирует The Financial Times Фоски.
Даже если крушение будет признано всецело результатом ошибки капитана, круизные компании может ждать ужесточение стандартов безопасности. Генеральный секретарь Международной морской организации ООН (ИМО) Кодзи Секимидзу заявил, что уроки этой катастрофы должны быть серьезно изучены и при необходимости будут пересмотрены регулирующие нормы, касающиеся безопасности крупных пассажирских судов.
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua