• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Нефтепровод в обход России?
    2006-06-09 10:26:00

    Предложение Виктора Ющенка диверсифицировать поставки нефти и газа в Европу через Украину в обход России обретет экономическое содержание, если его поддержат Казахстан и Азербайджан. Точнее, американские нефтяные компании, работающие в этих странах.

    Об «энергетическом диалоге трех морей» украинский Президент заявил на этой неделе. Озадаченность стран так называемого «оранжевого пояса» (Украина, Грузия, Молдова) политикой России в области экспорта энергоресурсов совпадает с европейскими опасениями относительно дальнейшей зависимости ЕС от российской нефти и газа. Уверенные в своих производственных мощностях, россияне делают далеко идущие прогнозы относительно своего диктата на европейском энергорынке.

    Так, на днях министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко заявил, что к 2030 году Россия будет контролировать 65% европейского импорта газа. Сегодняшние схемы и география поставок энергоносителей в Европу дает все основания для столь амбициозных прогнозов. Впрочем, Брюссель такие перспективы не обнадеживают, и он всерьез задумывается о диверсификации поставок топлива. Ведь выбор довольно ограничен: между Газпромом, работу которого еврочиновники называют непрозрачной и между политически нестабильным Ближним Востоком.

    Альтернативу российско-арабскому импорту предложил на этой неделе Виктор Ющенко на форуме «Черное море – за диалог и партнерство», который проходил в Бухаресте. Украинский президент предложил «новый формат сотрудничества между странами Балтийско-Черноморско-Каспийского региона и ЕС, который объединит все заинтересованные стороны - поставщиков, транзитеров и потребителей энергоносителей». В переводе с дипломатического это означает призыв построить систему поставок азербайджанской и казахской нефти, которая добывается на Каспии (поставщики) через Грузию и Украину (транзитеры) в страны Евросоюза (потребители). Политико-экономической надстройкой цепи поставщики-транзитеры может стать ГУАМ. Промышленным базисом транзита – украинско-польский нефтерпровод Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск и порт Донузлав – демилитаризованный крымский узел, который должен приумножить транзитные возможности Украины.

    Существенным недочетом ющенковской модели европейской энергобезопасности является большое количество стран, которые должны присоединится к проекту. Настораживает и разнонаправленность экономических интересов потенциальных партнеров. Поставщикам – Азербайджану и Казахстану по большому счету все равно, куда поставлять свое сырье – лишь бы цены и объемы были приемлемыми. Подтверждением этому является налаживание Астаной поставок своей нефти в Китай (25 мая запущен нефтепровод Атасу-Алашанькоу мощностью 20 млн.т в год). Потребители, то есть Европа, не слишком заинтересованы в большом количестве посредников. Об этом свидетельствует участие ЕС в совместном с Россией проекте сооружения Североевропейского газопровода, по которому голубое топливо будет непосредственно поставляться из российского Выборга по дну Балтийского моря в Западную Европу.

    Наиболее заинтересованной стороной являются транзитеры – Грузия и Украина. Но политико-экономический потенциал стран недостаточен для того, чтобы инспирировать процесс альтернативных поставок энергоресурсов в Европу. Брюссель довольно долго тянул с выделением гранта в EUR 2 млн. на технико-экономическое обоснование достройки нефтепровода Одесса-Броды до польского Плоцка. А в выделении Евросоюзом средств собственно на сооружение артерии, которая и должна стать мостом между Каспием (трубопроводом Баку-Супса, далее танкерами до Одессы) и Балтикой (нефтепровод от Одессы должен дотянуться до балтийского порта Гданьск), есть все основания сомневаться. Поляки неоднократно заявляли о том, что завершить проект под силу лишь компаниям, добывающим нефть на Каспии. Намек на американские корпорации, прежде всего Chevron Texaco, которая имеет бизнес одновременно в Казахстане и Азербайджане.

    Можно допустить, что американский капитал поддержит энергетическую инициативу Виктора Ющенко. Заокеанские корпорации уже продемонстрировали свою склонность к рискованным мероприятиям с каспийской нефтью, когда взялся за проект строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Эксперты, преимущественно российские, выдвигали немало аргументов относительно строительства 1767-километрового трубопровода через сложный кавказский ландшафт, территории курдский сепаратистов, экологически рискованную Боржомскую долину. Тем не менее, нефтерепровод стоимостью $ 3,6 млрд. и мощностью 50 млн. т в год был сдан в эксплуатацию. Сейчас идут переговоры об интеграции в этот проект Казахстана.

    Тем временем Chevron Texaco заявляет о необходимости сооружения новых нефтепроводов в обход Босфора и Дарнданелл. «Я не думаю, что один нефтепровод (в обход проливов, имеется в виду Баку-Тбилиси-Джейхан) будет достаточен. Возможно, потребуется два, а может, и пять», - заявил управляющий директор Chevron Eurasia Гай Холлингсворт. В свете этих деклараций заинтересованность американской компании в достройке Одесса-Броды до Плоцка выглядит вполне вероятной – менеджмент компании и до этого неоднократно заявлял о своем желании участвовать в этом проекте. Не исключено, что ради получения дополнительного рычага влияния на Европу американцы пойдут на солидные инвестиции в альтернативные проекты обеспечения ЕС энергоресурсами.

    Проект «трех морей» по-своему привлекателен и для Азербайджана – энергоресурсы страны позволяют ей стать одновременно и экономическим локомотивом ГУАМ и влиятельным оком на европейском рынке. Президент этого кавказского государство косвенно подтвердил свою солидарность с Виктором Ющенко. «Мы сейчас думаем над возможностью изменения наших планов по разработке газового месторождения Шах-Дениз, так как в мире растет потребность в газе. Сегодня Европа уделяет большое внимание энергетической безопасности. В этой связи вес и важность Азербайджана возрастает, а в отдельных случаях она может даже превратиться в решающий фактор», - заявил на этой неделе Ильхам Алиев.

    На Каспии есть еще один заметный ок - Иран. Исламская республика тоже не против усилить свое присутствие в Европе. Тегеран уже сегодня наладил экспорт газа через Азербайджан в Грузию. В качестве перспективных проектов рассматривается строительство нефтепровода Иран-Армения-Грузия-Черное море-Украина-Европа стоимостью $ 10 млрд. В случае, если стране удастся избежать международной изоляции из-за национальной ядерной программы, она, скорее всего, станет партнером проекта «трех морей».

    Жизнеспособность каспийско-балтийской энергетической модели должна проявится в инвесторской активности. Если в течение ближайших месяцев европейские и американские корпорации не предложат конкретных бизнес-планов, процесс будет похоронен в многочисленных и многосторонних переговорах политиков. Тем временем россияне продолжат строительство Североевропейского газопровода, который еще более усилит позиции Газпрома на рынке Евросоюза.

    Константин Воздвиженский

    Инф. glavred

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.