Кабмин предлагает приравнять к налоговому долгу просроченную задолженность по займам, взятым под госгарантии. Чиновники подали в парламент законопроект, которым детально расписали процедуру выбивания кредитных долгов из предприятий. И собираются получить с должников почти $2 млрд.
Согласно законопроекту взыскивать кредиты, по которым давало гарантии государство, станут органы государственной налоговой и подразделения исполнительной службы. Сумма просроченной задолженности будет определяться контролирующим органом (им может быть Минфин и банк-агент, оформлявший заем) в течение пяти дней с момента ее возникновения. После того как предприятие получает уведомление о величине своего долга, на протяжении 10 дней оно может оспорить его в суде. В противном случае размер задолженности будет автоматически считаться согласованным, и, соответственно, запущена процедура расчетов с бюджетом, предусмотренная для налогового долга. В соответствии с документом предприятие должно рассчитаться с казной в течение 11 дней. Если оно этого не сделает, уполномоченный орган информирует Госказначейство, и то начинает насчитывать нерадивому должнику пеню — 1,2 учетной ставки Нацбанка за каждый день просрочки (сейчас — 10,2%). Еще через пять дней казначейство принимает решение о взыскании с должника неуплаченных сумм. Такое решение является основанием для исполнительной службы начать процедуру принудительного погашения долга. Изыматься могут как денежные средства со счетов, так и любое другое имущество предприятия. Оно, кстати, автоматически попадет в залог, как только истекают отведенные законом сроки расчета.
Впрочем, неаккуратным заемщикам могут дать шанс отсрочить расчеты с государством — законопроектом предусмотрена возможность трехлетней реструктуризации просроченной задолженности. В этом случае от должников потребуют залог (им может быть только ипотека, гарантия банка либо поручительство третьих лиц), покрывающий размер кредита на 120%. Претендовать на пролонгацию выплат позволяется в двух случаях: при возникновении обстоятельств непреодолимой силы либо стихийных бедствий, а также в случае, если долг перед государством приходится выплачивать инвестору, который взял на себя солидарные обязательства по погашению кредита (речь идет о случаях, когда предприятие-должник было продано новому владельцу).
В случае принятия парламентариями данного законопроекта чиновники рассчитывают на серьезные поступления в госказну. «Если бы закон был принят в 2005 г., то госбюджет мог получить по этой статье 1,469 млрд грн. При вступлении в силу документа в этом году казна имеет все шансы рассчитывать на поступления в размере 479,9 млн грн. Общая же задолженность по кредитам, полученным под государственные гарантии, на 1 октября 2005 г. составляла $1,8 млрд», — рассказал министр финансов Виктор Пинзеник. В Минфине пошли еще дальше и не исключают перевыполнения этих планов (наверное, рассчитывая подзаработать на пене от несвоевременных рассчетов). «Поступления сверх установленного законом объема могут стать источником осуществления социальных выплат, в том числе и повышения минимальной заработной платы», — пояснил г-н Пинзеник.
Справка
Согласно данным комиссии Верховной Рады, которая расследовала причины невозвратов займов, привлеченных государством либо под госгарантии, лишь 17 из 65 непогашенных кредитов были обеспечены залогами. Из 77 предприятий-заемщиков только 10 обеспечили платежи по кредитам в полном объеме, 43 погашают долги мизерными долями, остальные — вообще не перечислили ни копейки в госбюджет. В числе наибольших должников сегодня находятся такие предприятия, как концерн «Украгротехсервис» (1,21 млрд грн.), корпорация «Украгропромбиржа» (919,8 млн грн.), ООО «Запорожский алюминиевый комбинат» (313,2 млн грн.), ООО «Лисичанскнефтеоргсинтез» (351,6 млн грн.), ХК «Реле и автоматики» (214,3 млн грн.), ГАК «Хлеб Украины» (226,5 млн грн.).
Елена Кравцова
Инф. dsnews
e-finance.com.ua