• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Порт в Донузлаве – проект Президента?
    2006-07-12 10:09:00

    Скоро решится судьба еще одного проекта, начатого покойным министром транспорта Георгием Кирпой. 6 июля Президент обратился к премьер-министру Юрию Еханурову с просьбой ускорить экологическую экспертизу проектов, связанных со строительством Крымского морского транспортно-промышленного комплекса «Донузлав».

    Под присмотром Президента
    История проекта строительства на Донузлаве портового комплекса началась еще в 2004 году при министре транспорта Георгии Кирпе, уже после реализации неоднозначного по своей экономической необходимости и экологическим последствиям канала на Дунае. Надо думать, имей президентские выборы-2004 другой исход, и строительство порта уже велось бы полным ходом, а протесты экологических и общественных организаций не стали бы этому помехой. Однако новая власть проявила к этому проекту столь же живой интерес, и новый тогда министр транспорта Евгений Червоненко стал активным его лоббистом. Одним словом, перспективы Донузлава для знающих и заинтересованных людей столь очевидны, что попытки найти наиболее выгодные пути реализации проекта и привлечь к нему наиболее удобных инвесторов не прекращаются.

    Однако изначально власть вынесла проект на обсуждение общественности, вероятно, выполняя соответствующие законодательные нормы, и относясь к этому как к соблюдению формальности. Но общественность в лице своих организаций и с помощью экологов более чем серьезно взялась за экспертизу документа. В последней доступной нам редакции проекта «Донузлав» должен стать крупнейшим портом на Черном море с ежегодной мощностью до 70 млн. тонн грузопереработки (для сравнения - в 2004-м все 19 морских портов Украины давали 110 млн. т). Предполагается, что в состав транспортно-промышленного комплекса войдут сам морской порт, аэропорт, судо-разделочная база, предприятия по обработке и предпродажной подготовке грузов (цех расфасовки и упаковки цемента, минеральных удобрений, лесоперерабатывающий комплекс). Сам порт будет включать специализированные и универсальные перегрузочные комплексы: контейнерный терминал, комплексы генеральных грузов, навалочных грузов (угля, удобрений, цемента, зерновых, сахара), комплекс лесных грузов, рефрижераторных грузов, автопаромов. Кроме того, в порту намерены построить железнодорожный и грузопассажирский паромный комплексы. Планируется также нефтегавань и бункеровочная база.

    Точки зрения на вопрос строительства на озере Донузлав мощного портового комплекса могут быть сведены к двум во многом противоречащим позициям. Во-первых, строительство порта поставит крест не только на расположенном неподалеку Евпаторийском курорте, но и на курортных перспективах Крыма в целом. Во-вторых, строительство порта – мощный толчок к экономическому развитию полуострова.

    Указ о создании Крымского морского транспортно-промышленного комплекса «Донузлав» Виктором Ющенко подписал в сентябре 2005 года. Согласно документу, портовый комплекс будет построен с целью создания благоприятных условий для развития транспортной инфраструктуры, расширения транзитных возможностей, решения социально-экономических проблем Автономной Республики Крым. По предварительным оценкам экспертов, стоимость проекта составит порядка 2 млрд. долларов США.

    Следует отметить, что вовлеченными в этот проект оказались не только Президент Украины, Министерство транспорта и связи, инвесторы, Совет министров и Верховная Рада Крыма, но и громады примыкающих к озеру населенных пунктов, жители Евпатории, общественные экологические организации. Другой вопрос, что каждая из сторон преследует при этом свои интересы.

    Говоря о Президенте, как об одной из активных сторон проекта, журналистами было замечено, что на встречах с иностранными гостями, в своих зарубежных поездках Виктор Ющенко активно поднимает тему инвестиций в проект портового комплекса на Донузлаве. В конце августа 2005 года во время саммита СНГ он презентовал этот проект, который, по словам министра иностранных дел Бориса Тарасюка, предусматривает строительство международного порта с использованием этих портовых сооружений на правах собственности странами-участницами. Это очень важно для стран, сообщил глава МИД, которые не имеют выхода к морю или океану, а «благодаря Украине и инициативе Президента Ющенко, получают такую возможность».

    В декабре того же года Президент пригласил к сотрудничеству в проекте представителей стран другого объединения - Сообщества демократического выбора. На проходившем в Киеве форуме Виктор Ющенко сообщил, что Украина намерена инициировать несколько региональных международных проектов, которые будут интересными для стран Балто-Черноморско-Каспийского региона: «В ближайшее время мы хотим предложить вашему вниманию строительство крупнейшего на Черном море торгового порта Донузлав, который сегодня по характеристикам может быть самым крупным портом. В его строительстве может принять участие любая компания любой страны, заинтересующейся этим проектом». Ранее Украина инициировала подписание меморандума о строительстве морского транспортно-промышленного порта Донузлав с Турцией. А в ноябре 2005-го во время рабочего визита Ющенко приглашал к сотрудничеству по проекту Донузлавского порта французских инвесторов.

    В январе 2006-го активность по привлечению инвесторов проявило и крымское правительство - в ходе визита в Австрию тогда еще премьера автономии Анатолия Бурдюгова и предварительного ознакомления австрийцев с проектом строительства порта была достигнута договоренность о строительстве железной дороги Джанкой - Воинка - порт Донузлав. Эту дорогу якобы готовы построить железнодорожные компании Австрии на концессионной основе.

    В тоже время (январь 2006-го) Евпаторийский городской совет принял заявление с требованием приостановить реализацию проекта до проведения предварительной экологической экспертизы. Тогда же городской глава Евпатории Андрей Даниленко прокомментировал ход событий вокруг будущего строительства порта: «Никаких проектов на рассмотрение территориальных общин не предоставлялось. Собирались несколько рабочих групп на уровне крымского правительства, где были представления и обсуждения концепций проектов. Но мнения территориальных громад не спрашивали».

    Последняя информация об отношении Президента к этому проекту - в начале июля текущего года Виктор Ющенко обратился к Юрию Еханурову с просьбой ускорить экологическую экспертизу проектов, связанных со строительством Крымского морского транспортно-промышленного комплекса «Донузлав». Необходимость скорейшего проведения экологической экспертизы вызвана тем, что «жители Крыма и ученые обеспокоены возможным отрицательным влиянием этого проекта на экологию полуострова». Глава государства просит провести широкое общественное обсуждение целесообразности строительства портового комплекса «Донузлав» и проинформировать его лично о результатах.

    Видимо, поручение Президента было вызвано активностью постоянного представителя Президента в Крыму Геннадия Москаля, который месяц назад заявил, что не видит «особой привлекательности» в проекте строительства портового комплекса «Донузлав» и намерен соответствующим образом информировать главу государства и Секретариат Президента.

    Так что события вокруг строительства порта и противоречивая информация, которая появляется об этом проекте, наводит на разные размышления, но не позволяет сделать однозначные выводы.

    История с инвесторами
    До 1994 года эта местность на западном побережье Крыма была зоной базирования подразделений Черноморского флота Российской Федерации, на озере располагалась военно-морская база, в состав которой входили подразделения противолодочной морской авиации и кораблей-истребителей. Примечательно, что многие крымчане в день Военно-морского флота до сих пор предпочитают отправиться не в Севастополь, а на Донузлав. С 1994 года на озере располагалась база Военно-Морских Сил Украины. В 2003-м Кабмин Украины передал порт на Донузлаве государственному объединению «Укрморпорт».

    Само озеро является уникальным природным объектом: длинной 22 км, шириной в 3 км оно соединено с морем узким входным каналом, что полностью защищает от волнения открытого моря, поверхность не замерзает, обеспечивая круглогодичную навигацию. После ликвидации военных баз на озере активно ведется экономическая деятельность: с 1994 года ведет добычу песка строительное управление ЧФ, с 2000 года - Евпаторийский морской торговый порт. В 2003 году на разработку юго-восточного месторождения песка получили лицензии еще две организации - ЗАО «Южная Инвестиционная Компания» и ООО «СэндИнтерМарин». Кстати, последней Минэкологии Украины выдало специальное разрешение № 3059 от 16.07.2003 на пользование недрами сроком на 10 лет, что в связи с проектом строительства порта уже создает правовой прецедент. В процессе добычи песка основным негативным фактором воздействия на водную среду Донузлава является ухудшение условий обитания живых водных организмов. По оценкам экологов, величина ущерба, наносимого биологическим ресурсам озера Донузлав вследствие разработки месторождения строительных песков в 2006 году составит 16 150,00 грн., или 0,017 грн. за каждую добытую тонну песка.

    Началом истории следует считать январь 2004 года, когда Центром привлечения инвестиций, созданным правительством автономии, был вынесен на суд общественности и местных советов Евпаторийского региона проект Крымского портово-промышленного комплекса «Донузлав». Этот проект был разработан по заказу Министерства транспорта Украины и предприятия «Ферротранс» (дочерняя структура Полтавского горно-обогатительного комбината). К слову, предприятие контролируется группой «Финансы и Кредит», которой владеет нардеп (нынче БЮТ) и миллионер Константин Жеваго. Проект предусматривал строительство порта для перевалки сыпучих грузов, среди которых были железнорудные концентраты, которые упоминавшийся ГОК вырабатывает и экспортирует, и кокс. Предполагалось также сооружение на побережье озера терминала из приема и переработки сырой нефти и нефтепровода длиной около 100 километров. С этим инвестором не сложилось. По словам тогдашних руководителей автономии спикера Бориса Дейча и премьера Сергея Куницына, в бюджете денег не нашлось, и Президент Леонид Кучма дал им и министру транспорта Георгию Кирпе поручение найти стратегического инвестора.

    Такой инвестор был найден. В марте 2004 года Верховная Рада АРК поддержала предложение британской компании Atlantic Caspian Resources pls. построить морской транспортно-промышленный комплекс «Донузлав». Для размещения комплекса предполагалось выделить участок площадью 6 тыс. га. В июне 2005 года крымский парламент внес изменения в данное постановление, признав утратившим силу пункт о поддержке предложения Atlantic Caspian Resources pls., поскольку инвестор не предоставил технико-экономическое обоснование размещения комплекса «Донузлав». В связи с этим крымский парламент поручил Минэкономики АРК организовать работу по привлечению и отбору новых инвестиционных проектов, направленных на развитие донузлавского региона.

    Что собой представляет несостоявшийся инвестор - компания Atlantik Caspian Resoururces pls? В поисках ответа на этот вопрос крымские журналисты проследили путь Atlantik Caspian Resources по публикациям в мировой и отечественной прессе. Создавалась АCR для участия в разведке месторождений газа на каспийском шельфе. К концу 2003 года компания оказалась на грани банкротства. Бенефициарами компании Denby Holdings, которой задолжали Atlantik Caspian Resources, были объявлены Д. Браун (именно он приезжал в Крым для переговоров по инвестиционному проекту «Донузлав» с руководством автономии) и Р. Шетлер-Джонс.

    В марте 2004 года у Atlantic Caspian началась новая жизнь. Интересная во многих отношениях компания Eural Trans Gas (предшественник «РосУкрЭнерго»), которой НАК «Нефтегаз Украина» доверил транзит туркменского газа в Украину, а РАО «Газпром» - транзит своего газа в Германию, полностью сменила своих владельцев. И обладателем 44,67 процентов Eural Trans Gas стала Atlantic Caspian посредством покупки еще одной оффшорной компании. Кроме того, г-н Шетлер-Джонс известен как собственник инвестиционной компании RSJ Erste Beteiligungsgesellschaft GmbH, которая приватизировала Крымский содовый завод (89,48% акций завода), а в удачный для Atlantic Caspian 2004 год стала еще и совладельцем СП, созданного на базе ГАК "Титан" (г.Армянск). Интерес этого инвестора, видимо, заключался в намерении транспортировать через собственный порт продукцию крымских химпредприятий.

    Позднее готовность вкладывать средства в проект изъявила иностранная компания «Ахунов Групп», деятельность которой на территории СНГ сложно назвать прозрачной. Информация об этом стала известной в декабре 2005 года. Президент «Ахунов Групп» (как сообщалось это крупнейшая в Израиле и на Ближнем Востоке строительная корпорация) Йосеф Ахунов, прибывая с визитом в Крыму, заявил, что его фирма готова вложить 2,5 млрд. долларов США в строительство порта «Донузлав» при условии, что правительство Украины даст определенные гарантии. Вместе с тем, по его словам, украинское правительство давать такие гарантии не хочет, а также не намерено финансово участвовать в строительстве этого порта и не готово гарантировать его заполнение.

    Позиция Й.Ахунова интересна: «Не может такого быть ни в одной стране мира, чтобы правительство не давало гарантий. Но если это не нужно Украине, нас это не интересует тем более». Однако, израильский бизнесмен заявил о готовности вложить средства не только в строительство порта на Донузлаве, но и еще дать 1 млрд долл. на постройку тоннеля под Керченским проливом, полностью профинансировать правительственную программу «Морской берег» (оценивается в 15 млрд. долл.), пообещал заказать строительство катеров на судостроительном заводе «Море», построить безотходный мусороперерабатывающий завод и гостиничные комплексы на Арабатской стрелке. Итогом этого визита и высказанных намерений стало подписание между «Ахунов Групп» и крымским правительством соглашения о намерениях.

    Ранее «Ахунов Групп» была замечена в России, где, как и в Крыму, все начиналось с предварительных соглашений с местными администрациями и обещаниями инвестиций. В 2003 году компания была намерена привлечь более 1 млрд. долл. на строительство газопровода Нюксеница-Архангельск длиной 483 км, завода по производству метанола, рефрижератора в морском порту. О дальнейшей судьбе этих проектов ничего не известно. В декабре того же года компания подписала «предварительное соглашение» с правительством Свердловской области о строительстве магниевого комбината на базе завода. «Ахунов Групп» заявила о намерении вложить от 100-300 млн. долл. в зависимости от мощности будущего завода в обмен на получение контрольного пакета акций в будущем СП. Через три месяца соглашение было расторгнуто. По информации российских СМИ, «Ахунов групп» не сможет стать инвестором проекта, поскольку собиралась предоставить кредит под залог имущества комбината «Ураласбесте», на базе которого должен был быть реализован инвестиционный проект, а уральцы ожидали другой формы инвестиций. Такова инвестиционная история проекта на настоящий момент.

    Версия экологов
    Теперь коротко представим взгляд на проект крымских экологов, которые по заказу Евпаторийского горисполкома провели комплексное исследование. По предварительным расчетам, выполненным Крымской академии наук, возможный общий экономический ущерб только от загрязнения соляных озер и потери бальнеологических ресурсов (рапы, грязей, минеральных вод) по извлекаемой товарной стоимости выльется в 1,4 млрд. долл. США. Авторы проекта «Донузлав» подсчитали, что годовой доход от объема перевалки грузов (кокс, уголь, зерно, химия) составит 257 млн. долл. Оценивая среднесуточные затраты пребывания на курорте Евпатория в 20 долл., ежегодную доходную часть курорта крымские ученые оценили в размере 800 млн. долл. В тоже время они признают: чтобы получить такой доход, необходимо создать инфраструктуру курорта, отвечающую международным стандартам качества обслуживания. Для этого необходима государственная нормативно-правовая и финансовая поддержка, благоприятный климат для инвестиций в курортную отрасль. Важно, что доходная часть от деятельности курорта может значительно превысить доходы от деятельности портового комплекса «Донузлав», но с принципиальным отличием. По мнению ученых, это доходы устойчиво развивающегося курортного региона с сохранением и приумножением курортного и биоресурсного потенциала территории, улучшением здоровья населения Крыма и Украины.

    Ученые Крымской академии наук предлагают в рамках программы «Морской берег Крыма» использовать Донузлав как новый климато-оздоровительный курорт, создать на озере международный яхт-центр и рыборазводный комплекс для редких и высокоценных видов ихтиофауны, придать Донузлаву статус национального природного парка в качестве базы научного туризма. Одним словом мнение ученых - если уж развивать западный регион, то как курортно-рекреационный.

    Минтранс работает «на перспективу»
    Однако сравнительно недавно появилась информация, которая заставила подумать о том, что от идеи строительства мощного портового комплекса в Крыму просто так не отступятся. Теперь речь идет о проекте строительства нового порта на озере Тобечикском, которое находится в 12 км южнее Керчи. В письме к Президенту министр транспорта и связи Виктор Бондарь сообщил о готовности обеспечить финансирование проекта двумя иностранными компаниями — «Сахарой Групп» и …израильской «Ахунов Групп». В марте текущего года Минтранс создал рабочую группу по реализации проекта.

    Как известно, озеро Тобечикское отделено от моря песчаной косой длиной 3 км и шириной 35-60 м, глубины 1-1,5 метра заполнены лечебными грязями до скальных пород, где глубина 8-10 метров. Известно, что планируется создание глубоководного порта (до 16 м), предполагаемый грузооборот которого, как указано в письме, будет составлять «25-50 млн. тонн за первые 1-2 года, с постоянным ростом через 3 года до 100-130 млн. тонн». Пока что технико-экономическое обоснование проекта отсутствует, и неясно, откуда возьмутся грузопотоки для нового «портового гиганта». Ведь, как уже говорилось выше, сегодня 19 украинских морских портов ежегодно перерабатывают суммарно 110 млн. тонн.

    В тоже время, Минтранс работает на перспективу и связывает свои оптимистичные прогнозы с возможностью строительства нефте- и газопроводов от Каспийского транспортного консорциума из района Новороссийска по дну Керченского пролива. В перспективе это даст возможность строительства нефтеперерабатывающего завода мощностью 8-12 млн. тонн и завода по переработке сжиженного газа мощностью 3 млн. тонн. Однако эти цифры пока что не подкреплены экономическими расчетами. Реализация проекта, как указано в письме главе государства, «будет полностью осуществляться за счет средств инвесторов без использования бюджетных ассигнований». Но, по мнению экспертов, государству все-таки придется поучаствовать: как минимум необходимо проложить новую железную дорогу и усилить пропускную способность существующей, на что потребуется не менее 1 млрд. долл. Кроме того, еще не делалось расчетов по энергообеспечению портового комплекса.

    Инвесторы этого проекта «интересные». Об «Ахунов Групп» мы уже написали, теперь пару слов о «Сахара Групп». Компания с таким названием ранее лишь единожды заявила о себе в Украине. Учрежденная в 2004 году консалтинговой компанией InterOilGas (Люксембург) и американской Firec-reek Inc. The Sahara Group, в 2005 году совместно Firecreek Petroleum подписали с ОАО «Укрнафта» меморандум о намерениях, планируя восстанавливать месторождения углеводородов. Нельзя, конечно, исключать того, что столь малоизвестные общественности инвесторы всерьез намерены развивать бизнес в Украине, как и того, что действуют они в интересах третьих лиц. Их, в свою очередь, может интересовать, например, 1100 га земли вместе с озером, внесенным Кабмином в перечень лечебных.

    К слову, в письме к Президенту ситуация с земельными ресурсами в районе Тобечика описана с особой тщательностью. Указывается даже то, что сельские советы, на землях которых может развернуться строительство, готовы ею пожертвовать ради будущего трудоустройства 18 тыс. человек. При этом, говорится в письме, «население этих сел и города Керчи одобрительно относятся к строительству порта».

    Несколько противоречит этому мнению заявление спикера автономии Анатолия Гриценко, который с территорией, где собираются реализовать проект, знаком не понаслышке. Его трудовой путь и карьера связаны с Ленинским районом автономии, райгосадминистрацию которого он возглавлял с 2001 до избрания спикером в 2006-м. В интервью «Зеркалу недели» он заявил: «Кто-то предлагает авантюрную идею построить там порт, а ведь это озеро занесено во все справочники, там два с половиной миллиона кубометров лечебной грязи. Есть всемирно известное озеро Чокрак, которое имеет четыре с половиной миллиона кубометров грязей. Вот где место вложения инвестиций. И мне хотелось, чтобы проекты, связанные с развитием бальнеологических курортов, которые уже десятилетия озвучиваются, наконец-то нашли свое воплощение. И мне хотелось бы, чтобы крымчане чувствовали, что имеют отношение ко всему, что здесь есть, а не кто-то приходит и решает, где копать, а где не копать».

    Вместо послесловия
    Наблюдая за действиями крымской и центральной власти, интересуясь комментариями и любой информацией о проекте порта в Донузлаве, невольно приходишь к мысли о том, что эта стройка века может оказаться реализацией чьих-то если не частных, то корпоративных интересов. И эти интересы заключаются совсем не в создании транспортного коридора, который должен стать толчком для развития западного Крыма, его социальной и экономической инфраструктуры. Интерес этот может быть до обидного простым – не порт построить, а освоить средства либо поиметь драгоценную крымскую землю.

    Автор не специалист в логистике и анализе грузопотоков в Черноморском регионе. Для постановки вопроса и видения проблемы этого и не надо. На вопросы о целесообразности и необходимости для Крыма, государства и его граждан строительства порта должны ответить его инициаторы и лоббисты.

    Сейчас, оценивая все аргументы «за» и «против», можно сказать, что перевешивают последние. Самое главное - реализация данного проекта несет опасность того, что он может стать вехой, после которой Крым окончательно перестанут рассматривать как регион, основой экономики которого является курортный бизнес и связанные с ним секторы экономики: инфраструктура, сельское хозяйство, пассажирский транспорт и прочее. Основа для этого уже заложена – львиную долю бюджета курортного региона обеспечивают промышленные и химические предприятия! Что интересно, собственники некоторых крымских химических предприятий стоят за перспективными инвесторами (а может инициаторами?) строительства порта.

    В то же время, если этот большой проект таки будет реализован и главным станет получение прибыли инвесторами и лоббистами этого проекта, будем ждать экологической катастрофы на западном побережье полуострова и ставить крест на евпаторийском курорте. В случае, если условием реализации проекта будут серьезные инвестиции в поддержание экологии региона и экологическая безопасность (на максимально возможном современном технологическом уровне) портового комплекса – полуострову грозит мощный толчок к развитию транспортной инфраструктуры, а близлежащая Евпатория вполне может стать новым Стамбулом. Слово за Президентом?..

    Денис Батурин

    Инф. glavred

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.