«Лугансктепловоз» в эти дни отмечает свое 110-летие. Но на фоне праздничных мероприятий настроение рабочих далеко от оптимизма — их будущее напрямую зависит от приватизации завода. «О нас только тогда и вспоминают, когда мы что-то новое презентуем, — сетует Александр Степанович, слесарь-сборщик «Лугансктепловоза». — Тогда собирают митинги, звучат обещания. Но мы уже не верим, что что-то изменится к лучшему». Так рассуждают многие рабочие. Молодые лица среди них встречаются не часто: мало кто соглашается на тяжелый низкооплачиваемый труд (средняя зарплата — 850 грн.).
Подвешенное состояние
Несмотря на последние успехи в создании новых образцов железнодорожной техники, предприятие испытывает трудности, связанные, в первую очередь, с нерешенным вопросом о его приватизации и отсутствием инвестора. Несколько месяцев назад многие работники были в неоплачиваемых отпусках. Но с начала года они выполняют заказ
«Укрзализныци» на производство 12 электропоездов на сумму 220 млн. грн. Хотя прежний министр транспорта Виктор Бондарь обещал заказ минимум на 21 электропоезд и 220 вагонов на 500-700 млн. грн.
По словам замгенерального директора «Лугансктепловоза» Михаила Наталенко, мощности загружены лишь на 16%. В целом «Укрзализныця» может загрузить «Лугансктепловоз» в ближайшие 5 лет на 27% мощности. В то же время предприятие способно выпускать современные электропоезда, дизель-поезда, тепловозы, электровозы, трамваи, комплектующие. Руководство подчеркивает, что предприятие может также выйти на внешний рынок.
Выход — в приватизации
Гендиректор «Лугансктепловоза» Виктор Быкадоров является сторонником приватизации. «Внутренние резервы завода на исходе. Мы должны приватизироваться, иначе невозможно продуктивно и стабильно работать. Главное, чтобы это был эффективный собственник, способный вывести предприятие из кризиса», — говорит Быкадоров.
Руководство считает, что стратегический инвестор лучше, чем совместное предприятие. Причем инвестор должен быть промышленным, а не спекулятивным. «Спекулятивный покупает, чтобы перепродать или выжить с рынка. Нам интереснее тот, который будет развивать предприятие», — говорит Наталенко.
Инвестора ждут и рабочие. «Мы очень разочарованы, что конкурс отложен. Опять непонятно, кто будет поднимать завод, — говорит инженер Наталья. — Только хозяин может вывести нас из застоя. Работа — то есть, то нет. Зарплата низкая».
«Условия конкурса очень жесткие, но тем лучше. Нас все время упрекают, что мы явно на стороне российского «Трансмашхолдинга». Это не так. Конечно, возможности этого предприятия весьма широки. Ясно, что им нужны мощности нашего завода, чтобы производить свою продукцию», — отмечает Быкадоров. В то же время, по его словам, приход компании из России «дает большие возможности для нас присутствовать на российском рынке». Окончательное решение за правительством и конкурсной комиссией.
Елена Привен
Инф. delo
e-finance.com.ua