Китай, Южная Корея, Япония и еще 10 стран, входящих в АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), договорились о начале практической проработки договора о создании к 2020 г. зоны свободной торговли. Речь идет о едином рыночном пространстве по европейскому образцу — свободном потоке товаров, услуг, рабочей силы и инвестиций через границы государств региона. Такой шаг, как ожидается, позволит странам Азиатско-Тихоокеанского региона получить дополнительные преимущества для внутризонального сотрудничества и даст толчок экономическому росту.
По словам генерального секретаря АСЕАН Онг Кенп Йонг, соответствующее соглашение должно быть подготовлено к подписанию за 10 лет. Если документ будет подписан (а в реалистичности намеченных планов эксперты не сомневаются), то его действие распространится, по крайней мере, на ину всего населения мира. Совокупный же ВВП стран Юго-Восточной Азии составляет $8 трлн. — четверть от общемирового.
Окончательный план реализации амбициозных намерений будет представлен лидерам стран-участниц АСЕАН во время ежегодного саммита на Филиппинах в декабре. Одним из первых действенных шагов в этом направлении станет подписание в апреле 2007 г. договора о либерализации транспортных перевозок в пределах региона. Именно этот документ, как ожидается, сыграет роль ключевого элемента строительства единого рынка.
С учетом создания новой зоны свободной торговли некоторые эксперты не исключают возможности условного деления мира на три финансово-экономических сектора: ЕС, Американскую ассоциацию свободной торговли (FTAA) и Азиатскую зону свободной торговли. В этом контексте исчезает монопольное влияние государств, чье влияние достигает планетарного масштаба. Вопрос в том, сохранятся ли межконтинентальные связи на прежнем уровне и будут ли столь же крепкими глобализационные процессы взаимодействия между зонами.
Азиатский аншлаг
Сергей Шергин, заведующий кафедрой глобальных и региональных систем Дипломатической академии Украины:
— Зона свободной торговли в рамках АСЕАН даст возможность повысить инвестиционную привлекательность и экономическую эффективность ов этой организации. Она также предусматривает создание либеральных торговых отношений путем снижения тарифных барьеров и установления таковых на уровне 0-5%. Сегодня уровень взаимных расчетов по 15 товарным группам и 65 тыс. наименований товаров происходит на уровне 15-20%. Это одна из причин, по которой продукция стран организации является недостаточно конкурентоспособной в зоне АСЕАН.
Существует несколько формул создания зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На первую формулу тесного сотрудничества с АСЕАН («10+1») претендуют как Япония, так и Китай. В контексте исторического прошлого страны организации с опаской смотрят на увеличение своей экономической зависимости от Японии. Это является одной из предпосылок выбора преференций АСЕАН в пользу Китая. Кроме того, этнических китайцев в странах организации проживает несколько десятков миллионов. Вторая формула («10+3») предполагает сотрудничество стран организации с Японией, Китаем и Южной Кореей. В рамках последней формулы («10+6») предполагается участие и России, однако про такой формат говорить пока рано.
Между тем зона свободной торговли в рамках АСЕАН никоим образом не создаст конкуренцию Всемирной торговой организации. Более того, страны-члены ВТО уже сейчас стараются торговать по принципам этой авторитетной организации, поскольку данные принципы признаны наиболее эффективными.
Инф. companion
e-finance.com.ua