• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Реклама товара – деньги на ветер
    2007-07-18 14:07:44

    Как ни странно, фраза "реклама – двигатель торговли" как в советские времена была непонятна производителям (зачем двигать, когда все и так купят?), так осталась туманной для многих и в рыночный период. Понимание того, что на рекламу нужно тратить большие деньги, существует в основном в среде крупного и очень крупного бизнеса постсоветских стран.

    Не слишком внимательным отношением к рекламе отличаются Кавказ и Средняя Азия. В Армении, где, правда, крупные компании в год тратят на рекламу около 800 тыс. долларов и иногда больше, в целом предпочитают рекламные расходы сокращать до минимума. Не хватает не только понимания необходимости грамотной рекламы, но и самих специалистов-рекламщиков.

    По словам маркетинг-менеджера азербайджанского информагентства "Туран" Эльнура Эйвазова, многие бизнесмены рассматривают рекламу как невыгодное вложение капитала. К тому же рекламная площадка достаточно узка. В основном телевидение. Печатным СМИ о массовом размещении рекламы остается только мечтать. Такова специфика страны. По словам Эйвазова, в относительно независимых газетах мало рекламных объявлений, поскольку публиковать их рискованно для бизнесменов.

    В Грузии, где расходы на рекламу причислены к коммерческим тайнам, цифры можно предугадать. Например, в сентябре в рекламе компании мобильной связи "Магтиком" появится звезда грузинского футбола – легионер итальянского "Милана" Каха Каладазе. Он уже был "лицом" Armani, Ferrari и Dolce&Gabanna. Так что затраты на подобный имидж-клип примерно просчитываемы.

    А вот Средней Азии как раз этих сelebrity – популярных личностей, способных рекламировать товар, не хватает. Большинство из них, говорят в Казахстане, уже снимались в тех или иных роликах или висят на билбордах, а мелькание одних и тех же лиц вызывает негативную реакцию у населения и недоверие к товару. Крупным казахстанским компаниям реклама ежегодно обходится в 5 млн долларов и выше. Стоимость хорошего рекламного ролика в Казахстане стартует от 50 тыс. долларов. Средняя стоимость видеоролика начинается от тысячи долларов.

    По утверждению гендиректора рекламного агентства "Saatchi&Saatchi" Эржана Исабаева, в Казахстане ежегодно рекламная продукция увеличивается на 30–35 проц. и сейчас рекламный рынок в стране оценивается в 400–560 млн долларов. "Сдерживающий фактор – наша медийная среда, так как количество телеканалов, журналов, газет, интернет-порталов небольшое", – говорит Исабаев.

    Больше в постсоветской Азии таких крупных рекламных рынков, как в Казахстане, не наблюдается. В Ташкентском рекламном агентстве AllMedia, обслуживающем большинство крупных коммерческих предприятий республики, уточнили, что "самая крупная производственная компания Узбекистана в год на рекламу тратит около 240 тыс. долларов". Речь идет, вероятно, об асакинском автозаводе UzDaewoo, хотя в агентстве и отказались произнести название, сославшись на коммерческую тайну. По словам специалистов AllMedia, невысокие затраты на рекламу обусловлены неразвитостью национального рынка рекламы и низкой эффективностью рекламы. "А зачем им реклама, когда их продукция ездит по нашим дорогам и сама себя рекламирует? А особенной конкуренции на этом рынке нет", – прокомментировали НРС в рекламном агентстве.

    В Таджикистане сам рекламный рынок находится в очном состоянии, и компании, даже самые крупные, тратят в год не больше 30–50 тыс. долларов. Большая часть рекламного бизнеса приходится на сотовых операторов и крупных поставщиков электронной техники. Производственные компании практически не рекламируются, поскольку их бюджет настолько мал, что соизмерим с карманными расходами низкооплачиваемого чиновника.

    Рекламный рынок Киргизии начал интенсивно развиваться лишь около пяти лет назад. До этого в пятимиллионной стране насчитывалось не более десятка более-менее солидных фирм, занимающихся рекламной деятельностью. Выполняли они в основном заказы на размещение серии рекламных материалов в СМИ, на билбордах и уличных растяжках. Или же на проведение промоушен-акций той или иной продукции в крупных супермаркетах столицы в виде одетых в фирменные одежды длинноногих девиц, предлагающих отведать неприлично маленький кусочек (глоточек) их чудо-товара.

    "В общей сложности, – рассказал на условиях анонимности глава представительства одной из фирм, занимающейся продажей в Киргизии а российского производства, – наша контора закладывает на проведение пиар-акций около четырех процентов от всего денежного оборота. Мы знаем, что по мировым меркам это мало, но из-за низкой покупательной способности на рынке рискуем не вернуть вложенные в рекламу средства".

    Как удалось выяснить, такого же принципа придерживается большинство фирм, работающих в Киргизии. Редко у какой из них расходы на рекламу превышают 7–10 процентов от товарооборота.

    Совсем чуть-чуть – не больше 10 тыс. долларов – может потратить на рекламу в год крупная производственная компания в Туркмении. Да и то в том случае, если установит огромный билборд в центральном многолюдном месте столицы. Притом больше денег уйдет на подкуп госчиновников, ведающих выделением "хлебных" мест на территории городов и поселков, нежели на оплату самой рекламы.

    В основном саморекламируются иностранные компании, работающие в Туркмении. Местным мешает в первую очередь неадекватное восприятие рекламы налоговой службой и сотрудниками Министерства нацбезопасности. Или попросту говоря, "наезды" и вымогательство сотрудников вышеупомянутых и иных госструктур.

    А вот о рекламной ситуации в Молдавии собкор НРС пишет, что производственные компании в стране бедны, как церковные мыши, а потому предпочитают лишнего на рекламу не тратить. Максимум – 5 проц. чистого дохода, в который входит все: и 500–1000 штук календарей, и визитки для менеджмента, и непосредственно реклама. Да еще от рекламных расходов, не превышающих 10 тыс. долларов в год, умудряются получить откат в пределах 30 процентов.

    Другое дело – крупные компании, оказывающие услуги. У них расходы на рекламу в некоторые периоды могут превышать двухлетний бюджет производственной компании. К примеру, переход компании Voxtel в семью Orange обошелся, по неофициальной информации, в 3 млн долларов.

    Пожалуй, самое продвинутое отношение к рекламе наблюдается в России, Украине, Белоруссии и странах Балтии. В Балтии не тратятся по-крупному, но выстраивают грамотные стратегии и за счет этого выигрывают. В России и Украине расходы на рекламу некоторых крупных компаний по своим размерам приближаются к расходам на эти же цели европейских компаний.

    Рекламные расценки

    Страна
    Ежегодные расходы крупной компании на рекламу (долл)

    Азербайджан

    1 млн

    Армения

    800 тыс

    Беларусь

    от 100 тыс

    Грузия

    от 500 до 800 тыс

    Казахстан

    1-5 млн

    Киргизия

    100-200 тыс

    Латвия

    580 – 770 тыс

    Литва

    400 тыс

    Молдова

    10 тыс – 3 млн

    Россия

    до 10 млн

    Таджикистан

    30 – 50 тыс

    Туркмения

    до 10 тыс

    Украина

    5-6 млн

    Узбекистан

    240 тыс

    Эстония

    до 110 тыс

    Инф. "dn">dn

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.