Для этого используют Киотскую конвенцию об упрощении таможенных процедур
Минфин готов возобновить свободные экономические зоны (СЭЗ) и территории приоритетного развития (ТПР). Соответствующий механизм прописан в проекте Налогового кодекса. Следует напомнить, что в 2005 году деятельность этих экономических субъектов с подачи тогдашнего премьер-министра Юлии Тимошенко была фактически прекращена. Но время убедительно доказало, что аться с экономикой не стоит. Пренебрежение важными средствами ее развития ни к чему хорошему не приведет. В нынешнем правительстве считают, что неотъемлемое условие реабилитации инвестиционной деятельности в Украине — вернуть к жизни усовершенствованные модели СЭЗов и ТПРов.
Обновить такие модели решили с помощью Киотской конвенции об упрощении таможенных процедур. В частности, для свободных зон введут таможенный режим так называемой специальной таможенной зоны с особым порядком уплаты НДС (при перемещении через границы СЭЗ). Исключение составляют лишь некоторые товары, среди которых директор департамента налоговой политики Минфина Сергей Чекашкин называл транспортные средства и подакцизные товары. «Согласно кодексу, СЭЗ — это территории, в которых будет применяться режим специальных таможенных зон. При завозе в нее товара с него не взимается ни НДС, ни ввозная пошлина», — уточняет Чекашкин. Отсутствует уплата пошлины и в случае вывоза товара из свободной экономической зоны за пределы таможенной территории Украины. Вместо этого при завозе из СЭЗ готовой продукции на таможенную территорию Украины все налоги, предусмотренные таможенным режимом, будут взиматься.
В Минфине видят еще один плюс от внедрения такой модели. «Никакой экономии на налогообложении не происходит. Будет экономия на осуществлении таможенных процедур, и, соответственно, внедрение такого порядка повлечет к активизации внешнеэкономической деятельности, а не к уклонению от уплаты налогов, о чем говорит оппозиция», — отмечает Чекашкин. Государство выиграет от этого, если введет зоны в соответствующих городах. Возможный выигрыш Чекашкин видит в наращивании налога на прибыль.
Налоговые новации коснулись и территорий приоритетного развития. Претендент на такое определение должен иметь яркие признаки депрессивности. В частности, на протяжении трех лет на такой территории ВВП на одного гражданина не должен превышать 85% от средней заработной платы по Украине, а уровень безработицы должен превышать 110% от зафиксированного в Украине среднего показателя.
Чтобы обеспечить ТПРовской модели прозрачность, предлагают распространять ее статус только на районы, города, населенные пункты, но не на области. Кроме того, кодекс не предусматривает для таких территорий льгот по НДС, кроме права на налоговый вексель.
Главной же приманкой для субъектов, которые будут реализовать инвестиционные проекты в этих экономически отсталых регионах, является сниженная ставка налога на прибыль. В то же время, местные органы власти также могут улучшать жизнь инвесторов, предоставляя льготы по местным налогам и сборам, кроме налога на доходы физических лиц. Правда, такой вариант вызывает определенные сомнения. Ведь сегодня местная власть постоянно сетует на недостаточность ресурсов для наполнения бюджетов.
Проект Налогового кодекса предусматривает для ТПР и определенные ограничения. Так, полученная приоритетной территорией сумма налоговых льгот на стимулирование инвестиционной деятельности не должна превышать средств, вложенных ее субъектом. Разработчики надеются, что такие действия должны уровнять существующие диспропорции в темпах регионального развития и простимулировать депрессивные регионы.
Задекларированная Минфином реабилитация СЭЗ и ТПР, безусловно, имеет важный смысл, кто бы там что об этом ни говорил. Стоит вспомнить один момент: недавний отказ от ввоза в СЭЗы иностранного мяса привел к опасному ценовому колебанию на этом рынке.
Наталья БЕЛОУСОВА
Инф. "day">day
e-finance.com.ua