Состояние дел в инвестиционной сфере на сегодняшний день, как ни удивительно, вызывает острые дискуссии. При этом искажаются показатели, передергиваются факты, подменяются цифры, высказываются гипотетические домыслы. Выпячивается факт рекордного роста инвестиций в 2005 г. вследствие перепродажи «Криворожстали» и раздаются упреки относительно роста кипрского происхождения иностранных инвестиций. Логично возникает вопрос, какое же реальное состояние дел в этой сфере. Недавно эти вопросы были обсуждены на совещании руководства правительства с инвесторами.
За годы независимости Украина пережила большую конъюнктуру инвестиционного процесса. Трансформационный экономический кризис привел к большим инвестиционным потерям. В 1997 г. по сравнению с 1990 г. объем инвестиций в сравнительных ценах сократился в 5 раз. Только в 1998 г. был остановлен инвестиционный кризис и прирост инвестиций в основной капитал составлял 6,8%. В 1999 г. вследствие мирового финансового кризиса 1998 г. прирост инвестиций снизился до 0,4%. В следующие семь лет инвестиции росли очень неравномерно с большими перепадами. Дважды — в 2002 г. и в 2005 г., темпы прироста инвестиций снижались и трижды — в 2001 г., в 2003 г. и в 2004 г. — быстро росли.
Самый большой рост инвестиций имел место в 2003—2004 гг., причем как отечественных, так и иностранных. Темпы прироста отечественных инвестиций стали рекордными — 28—31%. Еще более высокими были темпы прироста прямых иностранных инвестиций 44—70%. Тогда годовая сумма прироста иностранных инвестиций в Украине впервые превысила млрд.
Наиболее резкое снижение темпов прироста инвестиций (почти в 14 раз) произошло в 2005 г. Основная причина — развернутая антиприватизационная деятельность, которая существенно подорвала инвестиционную привлекательность и активность. Усилилось влияние политики на экономику, вследствие этого резко снизилась экономическая активность на предприятиях, в компаниях, отраслях и регионах, которые в той или иной мере ассоциировались с политическими силами, которые после президентских выборов оказались в оппозиции.
Настоящим испытанием для экономики и для инвестиционного процесса в 2005 г. стала чрезмерная социальная нагрузка. Повышение темпов прироста реальных доходов до 23,9% оказалось критическим. Динамика прироста ВВП, почувствовав социальную перегрузку, снизилась более чем в 4 раза. 2005 г. стал негативно рекордным по соотношению темпов прироста доходов населения к темпам прироста ВВП — в 8 раз. В отдельные месяцы, например в июне, это превышение составляло почти в 30 раз. С позиций макроэкономики это грубое нарушение пропорций между производством, накоплением и потреблением, которое рано или поздно дает негативные последствия.
Резкий спад инвестиционной активности, либерализация импорта и его давление на отечественное производство, рост социальной нагрузки на экономику привели к спаду экономической динамики: темп прироста ВВП снизился с 12,1% в 2004 г. до 2,7% в 2005 г. Прирост инвестиций в основной капитал снизился с 28% в 2004 г. до 1,9% в 2005 г. В 2005 г. впервые с 1998 г. темп прироста инвестиций был ниже темпа прироста ВВП.
Только в 2006 г. возобновилась позитивная динамика привлечения инвестиций в основной капитал, которая существенно ускорилась во второй половине года. За последний квартал 2006 г. в экономику Украины отечественных инвестиций пришло — 57 млрд. грн., что составляло 60% суммы, которая пришла за весь 2005 год (93 млрд. грн.).
Еще быстрее росли инвестиции в 2007 г. За первое полугодие сумма инвестиций в основной капитал составляла 60 млрд. грн. Это вдвое больше, чем за первое полугодие 2005 года и на 32,2% больше, чем за первое полугодие 2006 г. Инвестиции выросли во всех регионах Украины. Больше трети инвестиций в основной капитал направлено на развитие промышленности, в первую очередь пищевой, металлургии и машиностроения. Это рекордные темпы прироста инвестиций в основные фонды за годы независимости Украины, которые свидетельствуют о последовательной политике и работе правительства по закладыванию инвестиционной базы для длительного роста экономики.
Меры, которые принимались правительством для повышения инвестиционного имиджа страны положительно воспринялись иностранными инвесторами. За IV квартал 2006 г. чистый прирост иностранных инвестиций был таким, как за весь 2005 год (без продажи «Криворожстали»). В первом полугодии 2007 г. чистый прирост иностранных инвестиций составлял ,6 млрд., что в 5 раз больше, чем за первое полугодие 2005 г. и в 1,5 раза больше, чем за первое полугодие 2006 г.
Отдельно следует сказать о феномене поступления иностранных инвестиций в связи с перепродажей «Криворожстали». Эта операция зафиксировала в статистике поступление около ,8 млрд. — почти ину накопленной в то время за все годы независимости Украины суммы инвестиций. Но что реально вложено в экономику. Для лучшего понимания этого сделаем такую прикидку. А если бы «Криворожсталь» через год перепродали 10 раз (например, одна компания другой и т.д.). Статистика бы зафиксировала приток в Украину больше млрд. иностранных инвестиций. Формально Украина сразу бы побила все рекорды по темпам привлечения инвестиций, вышла бы в лидеры по объемам инвестиций, в т.ч. на душу населения. Но были ли бы те инвестиции реальными в экономике, в рабочих местах, в заработках населения. Ответ очевидный — нет и еще раз нет. Ничего не было бы, потому что это пустые трансакции. Вот такая цена приватизационным каналам притока иностранных инвестиций в общем и перепродажи «Криворожстали» тем более. Кстати, характер использования средств, полученных от перепродажи «Криворожстали», о до сих пор неизвестен.
Тем временем, в конце 2006 г. — первой ине 2007 г. наращивание иностранных инвестиций идет стабильно и дифференцировано (по проектам и регионам). Наиболее привлекательными сферами экономической деятельности для иностранных инвесторов является промышленность прежде всего перерабатывающая (25%). Увеличилось поступление иностранных инвестиций в такие отрасли, как энергосбережения, машиностроение, экология, развитие коммуникационной инфраструктуры. Важно, что иностранные инвестиции пошли на создание новых производственных фондов, а не на приватизационные цели, как это было с перепродажей «Криворожстали» в 2005 г. Приватизационное направление притока иностранных инвестиций существенно сократилось хотя бы потому, что не шла сама приватизация.
Упреки в отношении кипрского происхождения поступления значительных сумм иностранных инвестиций также заслуживают отдельного рассмотрения. Во-первых, поступление инвестиций из Кипра фиксировалось с самого начала их учета. Еще в 1995 г. в Украину поступило иностранных инвестиций из Кипра млн. или 7% их общего объема. Во-вторых, динамика поступления инвестиций из Кипра постоянно росла. На начало 2003 г. доля иностранных инвестиций из Кипра в их общем объеме удвоилась и составляла 12%. А доля инвестиций из Виргинских островов выросла с 1% в 1995 г. до 6% в 2002 г., т.е. в 6 раз. В-третьих, за 2005 г. сумма инвестиций из Кипра в Украину сравнительно с 2004 г. удвоилась. И за первое полугодие 2006 г. сравнительно с первым полугодием 2005 г. их сумма также удвоилась.
Следовательно, офшорный характер кипрского направления поступлений иностранных инвестиций известен давно, это болезнь нашего законодательства. Это направление нарастало постоянно, а в 2005 г. активизировалось в связи с политикой реприватизации и экономического передела собственности и бизнеса. Этот синдром, кстати, как и спровоцированное в 2005 г. негативное сальдо внешней торговли до сих пор не удалось «вылечить».
В то же время следует отметить, что реализацию большого инвестиционного потенциала Украины сдерживает зарегулированность инвестиционной деятельности, несовершенное законодательство. На получение отдельных разрешений и согласований инвестор расходует более года. Серьезной проблемой является также политическая нестабильность и низкий уровень защиты инвесторов. Известно инвестор будет чувствовать себя неуверенно, не зная, какую политику будет проводить новая власть, а экономика Украины не всегда может предложить такие быстрые и высокие прибыли, чтобы рисковать капиталом. Решение отмеченных вопросов дало бы возможность улучшить инвестиционный климат Украины и существенно увеличить объемы поступлений иностранного капитала в отечественную экономику.
Поэтому сравнение привлечения прямых иностранных инвестиций в различных странах свидетельствует, что уровень инвестирования в Украине еще очень незначительный, на порядок ниже, чем в странах ЕС, особенно в расчете на душу населения. Так, на одного человека в Украине приходится 9. А это на порядок меньше, чем в Чехии или Венгрии, в 5 раз меньше, чем в Литве.
В то же время экономика Украины имеет довольно высокий уровень инвестиционной привлекательности, что отмечают все иностранные инвесторы. Нынешнее правительство делает все необходимое, чтобы в ближайшие годы увеличить ежегодные поступления инвестиций в Украину до —7 млрд. и исправить имеющиеся в наличии диспропорции. В текущем году ожидается продолжение инвестиционного бума в банковском секторе. Усиление конкуренции среди банков и привлечение капитала из-за рубежа приведут к удешевлению кредитов и расширению кредитования экономики.
В последнее время правительство принимает меры по наращиванию инвестиционной привлекательности Украины. 6 июня 2007 г. утверждена концепция Государственной программы формирования позитивного международного имиджа Украины на 2007—2010 гг. При Кабинете Министров Украины создан Совет инвесторов, в состав которой вошли представители ведущих компаний. С этой целью в сентябре было проведено совещание с инвесторами, по итогам которого с целью решения проблемных вопросов премьер-министр Украины дал органам исполнительной власти ряд поручений. Однако создание и обострение политической напряженности негативно влияет на этот процесс, снижает инвестиционную привлекательность Украины, тормозит усилия правительства, особенно в сфере привлечения иностранных инвестиций.
Павел ГАЙДУЦКИЙ, Советник премьер-министра Украины, доктор экономических наук, профессор, академик УААН, заслуженный деятель науки и техники Украины
Инф. "day">day
e-finance.com.ua