Только скоростное и ускоренное пассажирское движение поможет "Укрзалізниці" удержать пассажиров перед лицом новых угроз, таких как деятельность авиакомпаний-дискаунтеров. Такое мнение ЛІГАБізнесІнформ выразил руководитель аналитической группы "Менеджмент консалтинг групп" Дмитрий Подтуркин.
По его словам, рыночные законы не позволяют до бесконечности увеличивать стоимость железнодорожных билетов. Уже сейчас, по данным проведенного МКГ в апреле социологического исследования, более 48% пассажиров считают, что цена на железнодорожные билеты значительно превышает качество получаемых пассажиром услуг. При этом более 50% пассажиров готовы платить больше за проезд только при соответствующем повышении уровня сервиса, обновлении вагонного парка и внедрении качественно новых услуг в пассажирском секторе. Кроме того, более 20% пассажиров вообще не готовы платить больше и при дальнейшем увеличении стоимости проезда они просто перестанут пользовался услугами железной дороги.
Статистика показывает, отмечает эксперт, что украинцы активнее начинают пользоваться такими альтернативами, как автомобильный транспорт, особенно "маршрутками". В 2007 году основные конкуренты железной дороги увеличили объем перевозки пассажиров: автомобильный транспорт - на 4,7% и авиационный транспорт - на 12,5%, в то время, как перевозки железными дорогами несколько сократились.
Новой альтернативой путешествию по железной дороге для украинцев с этого года становятся полеты на самолетах авиакомпаний-дискаунтеров. Европейский опыт функционирования таких компаний показывает, что только 30% пассажиров уходят к ним из традиционных авиационных компаний. Остальных пассажиров они "отбирают" у других видов транспорта. Несложно предположить, что в Украине главный отток пассажиров к этим компаниям произойдет от железной дороги.
По мнению Д.Подтуркина, единственной возможностью прекратить отток пассажиров от железной дороги к другим видам транспорта, является изменение концепции пассажирского движения на Украине с массовым внедрением скоростных и дневных ускоренных пассажирских поездов. Чтобы привлечь масштабные инвестиции, необходимые для внедрения скоростного и ускоренного пассажирского движения, "Укрзалізниці" необходимо наладить исправное бюджетное финансирование в виде компенсаций за реализацию железной дорогой своих социальных функций.
Кроме того, "Укрзалізниця" нуждается в целевом бюджетном финансировании программ обновления и модернизации. Накопленные на протяжении последних лет убытки, понесенные украинскими железными дорогами от выполнения ими своей социальной функции, не позволяли проводить необходимую инвестиционную политику и обновлять основные фонды компании. "Железнодорожники вправе рассчитывать на получение от государства целевых бюджетных средств, направленных на финансирование программ обновления вагонного и локомотивного парка, а также реконструкцию вокзальных комплексов и объектов транспортной инфраструктуры", - считает аналитик.
По его мнению, "Укрзалізниця" должна приступить к реализация гибкой тарифной политики, которая позволит отделить социальные перевозки от коммерческих. Целесообразно перейти от затратного механизма определения тарифа на рыночный. "Переход на рыночные механизмы определения пассажирского тарифа позволит ввести диверсификацию стоимости поездки в зависимости от класса поезда, уровня комфорта, удобства расписания движения поездов, и главное - повышать стоимость билетов в праздничные дни и период летних отпусков", - убежден Д.Подтуркин.
Напомним, в июле в Украине начинает полеты авиакомпания "Wizz Air", стоимость авиабилетов которой будет составлять до 100 грн.
Инф. E-Finance
e-finance.com.ua