Положение указа №814 признаны неконституционными и утрачивают силу со дня принятия КС этого решения. Решение Конституционного Суда является обязательным для выполнения на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.
В частности, суд установил, что Президент Украины в выданных им актах может формулировать адресованные Кабинету Министров Украины соответствующие указания (поручения), которые должны отдаваться главой государства только в рамках его конституционных полномочий. При этом Президент не может изменять определенные Конституцией Украины функции КМУ, в том числе, функцию управления объектами государственной собственности, а также подменять высший орган в системе органов исполнительной власти в осуществлении его функций.
КС установил, что, возлагая на правительство обязанность решить вопрос о передаче в качестве взноса государства в уставный фонд НАК "Нафтогаз Украины" принадлежащих государству пакетов акций ЗАО "Укртатнефть" в размере 43,054% по его рыночной стоимости, определенной в установленном порядке, и ОАО НПК "Галичина" в размере 25%, Президент Украины, фактически, осуществил управление конкретным объектом государственного имущества (пакетами акций, которые принадлежат государству) и тем самым вмешался в управление объектами государственной собственности, что являются компетенцией КМУ. Следовательно, указ издан с нарушением положения Конституции Украины, согласно которому управление объектами государственной собственности, в соответствии с законом, осуществляет КМУ.
Как сообщал УНИАН, Президент Украины Леонид КУЧМА своим Указом "О мероприятиях по повышению эффективности управления нефтяной отраслью" (№814 от 16 июля 2004 года) поручил создать целостный комплекс по добыче, переработке и реализации нефтепродуктов для обеспечения экономической и энергетической безопасности страны, стабильного функционирования рынка нефтепродуктов, повышения эффективности управления корпоративными правами государства, а также для завершения структурной перестройки нефтегазового комплекса Украины. Президент поручил передать в уставный фонд ОАО "Укрнафта" государственные пакеты акций ЗАО "Укртатнефть" (43% уставного фонда) и ОАО "НПК-Галичина" (25% УФ). Кроме того, Президент поручил увеличить уставный фонд "Укрнафты", сохранив за государством 50%+1 акцию компании с соответствующим соотношением между "Нафтогазом Украины" (1%+1 акция) и ФГИУ (49%).
8 сентября 2004 года Кабинет Министров Украины обязал Фонд государственного имущества передать в уставный фонд НАК "Нафтогаз Украины" по стоимости, определенной в соответствии с независимой оценкой, пакета акций ЗАО "Укртатнефть" (Кременчуг, Полтавская обл.) в размере 43,054% уставного фонда и ОАО "Нефтеперерабатывающий комплекс "Галичина" в размере 25% УФ, которые принадлежат государству. Об этом сказано в постановлении Кабмина "О передаче в уставный фонд НАК "Нафтогаз Украины" пакетов акций ЗАО "Укртатнефть" и ОАО "НПК "Галичина" (№1162).
Также правительство обязало НАК "Нафтогаз Украины" передать пакеты акций ЗАО "Укртатнефть" и НПК "Галичина" в уставный фонд ОАО "Укрнафта" в качестве взноса во время проведения дополнительной эмиссии акций общества, обеспечив при этом сохранение за государством в лице НАК "Нафтогаз Украины" доли в размере не менее 50% уставного фонда плюс 1 акция.
Субъект права на конституционное представление – 52 народных депутата Украины – обратился в Конституционный Суд с письменным ходатайством рассмотреть вопрос относительно соответствия Конституции Украины положений Указа Президента Украины “О мероприятиях по повышению эффективности управления нефтяной отраслью” от 16 июля 2004 года №814 (с изменениями, внесенными согласно Указу Президента Украины от 14 сентября 2004 года №1087).
По мнению депутатов, Указ – это акт непосредственного распоряжения (управления) объектами государственной собственности, поскольку его сутью является изъятие определенных пакетов акций, находящихся в собственности государства, у конкретных субъектов хозяйствования (речь идет об акционерном обществе "Укртатнефть" и открытое акционерное общество "Нефтеперерабатывающий комплекс "Галичина") и передача этих пакетов Национальной акционерной компании “Нафтогаз Украины” (соответственно 43,054 процента и 25 процентов).
Осуществление такого управления в соответствии с пунктом 5 статьи 116 Конституции Украины отнесено к полномочиям Кабинета Министров Украины, исполнение которых другими органами или должностными лицами, включая Президента Украины, Основной Закон не предусматривает.
Кроме этого, как отмечается в конституционном представлении, статьей 106 Конституции Украины, определяющей компетенцию Президента Украины, не предусмотрена возможность осуществления Президентом Украины действий, которые полностью находятся в ведении исполнительной власти.
Как считает субъект права на конституционное представление, положения Указа в целом не отвечают Конституции Украины (являются неконституционными).
Инф. e-finance.com.ua
e-finance.com.ua