Больше ничто не мешает запуску нефтепровода "Одесса-Броды" в аверсном режиме, уверены в Секретариате Президента. А значит в октябре-ноябре текущего года на Энергетическом саммите в Азербайджане Украина сможет объявить о готовности к его работе. Карт-бланш в этой игре получил Игорь Коломойский и его группа "Приват".
В СП считают, что привлечение компании Коломойского позволит обеспечить сырьем украинские НПЗ, демонополизировать рынок и снизить цены на нефтепродукты. Окончательная, жирная точка в вопросе перевода "Одессы-Броды" с реверсного на аверсный режим должна быть поставлена 1 сентября текущего года. И никакие закулисные игры Кабмина уже не помешают этому процессу, уверены в СП. Эксперты же считают, что ожидать запуска нефтепровода в текущем году не стоит.
Уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский заявил, что в вопросе выполнения Указа Президента от 22 мая 2008 года "Об обеспечении работы нефтепровода "Одесса-Броды" в проектном ("аверсном") направлении" сняты последние искусственные преграды. "Любое промедление угрожает потерями для национальной безопасности и экономики нашего государства. Поэтому Рабочая группа вынуждена считаться даже с необоснованными и неконструктивными действиями скрытых и открытых оппонентов "аверса", - считает Соколовский.
8,25 млн. тонн для Коломойского
Межведомственная рабочая группа по обеспечению работы нефтепровода "Одесса - Броды" в проектном направлении предложила привлечь украинскую нефтедобывающую компанию "Укрнафта" в качестве заказчика и финансового гаранта поставки нефти по нефтепроводу, подвинув таким образом предлагавшуюся ранее кипрскую компанию Milbert Ventures Inc. К слову, также принадлежащую Коломойскому.
Как отметили в пресс-службе главы государства, такая замена была произведена во исполнение решения СНБО от 28 июля текущего года, введенному в действие Указом Президента Украины от 15 августа №716, а также для избежания в дальнейшем создания препятствий и необоснованных обвинений в адрес СП со стороны Кабмина. Напомним, ранее Юлия Тимошенко высказывалась против привлечения офшорных компаний в качестве заказчика и финансового гаранта поставки нефти через "Одесса - Броды", намекая на создание Секретариатом Президента коррупционной схемы наподобие "РосУкрЭнерго".
С украинской стороны в проекте запуска "Одессы-Броды" в аверсном режиме будет участвовать ОАО "Укрнафта" и западноукраинские нефтеперерабатывающие заводы "Галычина" и "Нафтохимик Прикарпаття" - 14 июля текущего года были согласованы проекты договоров о поставке на эти НПЗ каспийской нефти в объеме 8,25 млн. тонн в год, а также на границу Украины с Венгрией и Словакией в аверсном режиме. Позже, 16 июля, Премьер-министр своим поручением запретила компании "Укртранснафта" принимать участие в переговорах о поставках в Украину и транзите нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды".
Слово за Кабмином
Соколовский отметил, что Кабмин до сих пор не согласовал с Россией вопрос о реализации маршрута транспортировки нефти в обход нефтепровода "Одесса-Броды": вместо "Мичуринск-Мозырь-Броды-Одесса" на технически готовый и экономически привлекательный "Мичуринск-Ахтырка-Кременчуг-Одесса", который был бы более выгоден для Украины. "Лоббирование высокопоставленными членами правительства нынешней схемы транзита российской нефти до Черного моря противоречит украинским национальным интересам", - уверен Соколовский.
Таким образом, согласно решению СНБО, вопрос перехода к проектному направлению использования "Одесса-Броды" должен быть окончательно решен до 1 сентября текущего года. Более того, по словам Соколовского, правительство в настоящее время имеет все основания поручить Минтопэнерго утвердить решение о переводе нефтепровода "Одесса-Броды" в режим работы по проектному направлению и начать переговоры с российской стороной об изменении маршрута транспортировки нынешних объемов российской нефти до Черного моря через Одессу.
Альтернативная нефть для Европы
Глава Секретариата Президента Украины Виктор Балога убежден, что использование нефтепровода "Одесса-Броды" в проектном направлении будет выгодно для экономики страны и сыграет на диверсификацию поставок энергоносителей в Украину. Ранее заместитель председателя правления "Укртранснафты" Игорь Горобец заявлял о привлекательных экономических перспективах работы украинского нефтепровода. "До 2015 года в Черноморском регионе будет 90 млн. тонн каспийской нефти. До 2020 года прогнозируется 117 млн. тонн. Стоит задание активно участвовать в этой игре", - отмечал Горобец. По его словам, Украина заблаговременно предупредила об отказе от реверса Россию, которая намеревается резко сократить транспортировку своей нефти через Украину.
Аверсный режим работы "Одессы-Броды" также расширит возможности для международного сотрудничества Украины в отрасли энергетики и поспособствует формированию единой энергетической политики Европы, отметил Балога. Первые шаги в сторону европейского сотрудничества по использованию нефтепровода в аверсном режиме уже сделала Польша. Так, по результатам встречи Министра топлива и энергетики Украины Юрия Продана и Министра экономики Польши Вальдемара Павляка 14-15 августа текущего года, польские нефтеперерабатывающие заводы готовы ежегодно перерабатывать 6-7 млн. тонн легкой каспийской нефти, которая будет поставляться по нефтепроводу "Одесса-Броды" после его запуска в аверсном режиме (в направлении Бродов) и достройки трубы на территорию Польши (Плоцк, Гданьск, Адамова Застава), рассказали в пресс-службе Минтопэнерго.
Стороны договорились, что будут предоставлять максимальное содействие в развитии нового коридора транспортировки нефти с Каспийского региона в европейские страны через Азербайджан, Грузию, Украину и Польшу с использованием нефтепровода "Одесса-Броды-Плоцк". "Отмена реверса является хорошим сигналом европейским партнерам по достройке украинского нефтепровода до польского города Плоцка, а также транспортировки этой веткой нефти на южное направление нефтепровода "Дружба", - соглашается Михаил Гончар, директор энергетических программ центра "Номос". "Запуск "Одесса-Броды" в аверсном (проектном) режиме даст Украине техническую возможность получать нефть из альтернативных источников, а также увеличить транзитный потенциал страны", - отметил Гончар.
Проект не заработает?
Однако не все эксперты настроены оптимистично. Так, директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Сапрыкин допускает, что экспериментальная прокачка каспийской нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды" вполне возможна. Но эксперт не уверен в том, что нефтепровод реально заработает в проектном режиме. С ним солидарен и Виталий Давий, руководитель консалтинговой компании "Топливные Альтернативы", который отметил, что вероятность того, что нефтепровод "Одесса-Броды" к концу текущего года заработает в проектном режиме, очень низкая. "Это связано с тем, что данный проект уже давно перестал существовать непосредственно как коммерческий проект. Этот проект сейчас стал воплощением хитросплетений политических интересов Москвы, США, Европы, Украины. Для того чтобы запустить нефтепровод в аверсном режиме, необходимо, чтобы все политические силы думали и действовали в одном направлении", - считает Давий.
Для коммерциализации проекта необходимо, чтобы с одной стороны трубы был продавец, а с другой - покупатель, отмечает эксперт. И если с покупателем проблем нет - Европа готова участвовать в этом проекте, то с продавцом дело обстоит несколько сложнее. "На сегодняшний день мы имеем только договоренности с правительством Азербайджана о поставках каспийской нефти через нефтепровод "Одесса-Броды" в случае его запуска в аверсном режиме. Однако правительство не уполномочено заниматься поставками нефти. Это должна быть какая-то национальная или частная добывающая нефтяная компания. В Азербайджане добывает нефть несколько компаний, и ни одна из них пока не высказала готовности заключить с нами договоры на поставку нефти", - считает Давий.
Эксперты не верят в успешный запуск нефтепровода в проектном режиме. В Украине много гораздо более примитивных проектов тормозятся и не выполняются, говорят они. "Одесса-Броды" - это глобальный транснациональный проект, который зависит в том числе от согласованности действий и заявлений украинских политиков.
Нефтетранспортный проект "Одесса-Броды" задумывался с целью диверсификации поставок нефти на украинские НПЗ и развития транзитных возможностей страны. Строительство нефтепровода завершили в мае 2002 года. Магистраль имеет длину 674 км, диаметр трубы – 1020 мм. Мощность первой очереди нефтепровода и терминала составляет 9-14 млн. тонн в год. Нефтепровод "Одесса-Броды" планировали использовать для прокачки каспийской нефти в Европу. Украина в течение двух лет с момента постройки безуспешно пыталась договориться о транспортировке каспийской нефти по нему в прямом направлении. Не получив конкретных предложений со стороны компаний, правительство Украины в конце июня 2004 года разрешило использовать трубопровод для транспортировки российской нефти в реверсном направлении.
Таким образом, с момента постройки нефтепровод используется в реверсном направлении, что предусматривает транспортировку российской нефти из Брод в Одессу и далее - танкерами через черноморские проливы. При этом в начале 2007 года Кабмин поручил Министерству топлива и энергетики, Министерству экономики вместе с НАК "Нафтогаз Украины" и компанией "Укртранснафта" до 2008 года подготовить к подписанию межправительственный украинско-польский договор по достройке нефтепровода "Одесса-Броды" до польского города Плоцка. Реализация этого проекта должна сделать использование нефтепровода в прямом режиме более привлекательным. Впоследствии нефтепровод планируется продлить до Гданьска.
В 2007 году по трубопроводу "Одесса-Броды" в реверсном режиме прокачано 9,056 млн. тонн нефти, в 2006 г. - 3,418 млн. тонн, в 2005 г. - 5,754 млн. тонн, в 2004 г. - 1,048 млн. тонн. Всего за время работы реверсного маршрута, по состоянию на 31 декабря 2007 года, прокачано 19,276 млн. тонн сырья, а Украина получила в виде платежей за транзит и портовых сборов $205,4 млн.
По материалам |