• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • "Одесса - Броды": аверса не будет
    2008-08-29 11:36:00

    Больше ничто не мешает запуску нефтепровода "Одесса-Броды" в аверсном режиме, уверены в Секретариате Президента. А значит в октябре-ноябре текущего года на Энергетическом саммите в Азербайджане Украина сможет объявить о готовности к его работе. Карт-бланш в этой игре получил Игорь Коломойский и его группа "Приват".

    В СП считают, что привлечение компании Коломойского позволит обеспечить сырьем украинские НПЗ, демонополизировать рынок и снизить цены на нефтепродукты. Окончательная, жирная точка в вопросе перевода "Одессы-Броды" с реверсного на аверсный режим должна быть поставлена 1 сентября текущего года. И никакие закулисные игры Кабмина уже не помешают этому процессу, уверены в СП. Эксперты же считают, что ожидать запуска нефтепровода в текущем году не стоит.

    Уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский заявил, что в вопросе выполнения Указа Президента от 22 мая 2008 года "Об обеспечении работы нефтепровода "Одесса-Броды" в проектном ("аверсном") направлении" сняты последние искусственные преграды. "Любое промедление угрожает потерями для национальной безопасности и экономики нашего государства. Поэтому Рабочая группа вынуждена считаться даже с необоснованными и неконструктивными действиями скрытых и открытых оппонентов "аверса", - считает Соколовский.

    8,25 млн. тонн для Коломойского

    Межведомственная рабочая группа по обеспечению работы нефтепровода "Одесса - Броды" в проектном направлении предложила привлечь украинскую нефтедобывающую компанию "Укрнафта" в качестве заказчика и финансового гаранта поставки нефти по нефтепроводу, подвинув таким образом предлагавшуюся ранее кипрскую компанию Milbert Ventures Inc. К слову, также принадлежащую Коломойскому.

    Как отметили в пресс-службе главы государства, такая замена была произведена во исполнение решения СНБО от 28 июля текущего года, введенному в действие Указом Президента Украины от 15 августа №716, а также для избежания в дальнейшем создания препятствий и необоснованных обвинений в адрес СП со стороны Кабмина. Напомним, ранее Юлия Тимошенко высказывалась против привлечения офшорных компаний в качестве заказчика и финансового гаранта поставки нефти через "Одесса - Броды", намекая на создание Секретариатом Президента коррупционной схемы наподобие "РосУкрЭнерго".

    С украинской стороны в проекте запуска "Одессы-Броды" в аверсном режиме будет участвовать ОАО "Укрнафта" и западноукраинские нефтеперерабатывающие заводы "Галычина" и "Нафтохимик Прикарпаття" - 14 июля текущего года были согласованы проекты договоров о поставке на эти НПЗ каспийской нефти в объеме 8,25 млн. тонн в год, а также на границу Украины с Венгрией и Словакией в аверсном режиме. Позже, 16 июля, Премьер-министр своим поручением запретила компании "Укртранснафта" принимать участие в переговорах о поставках в Украину и транзите нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды".

    Слово за Кабмином

    Соколовский отметил, что Кабмин до сих пор не согласовал с Россией вопрос о реализации маршрута транспортировки нефти в обход нефтепровода "Одесса-Броды": вместо "Мичуринск-Мозырь-Броды-Одесса" на технически готовый и экономически привлекательный "Мичуринск-Ахтырка-Кременчуг-Одесса", который был бы более выгоден для Украины. "Лоббирование высокопоставленными членами правительства нынешней схемы транзита российской нефти до Черного моря противоречит украинским национальным интересам", - уверен Соколовский.

    Таким образом, согласно решению СНБО, вопрос перехода к проектному направлению использования "Одесса-Броды" должен быть окончательно решен до 1 сентября текущего года. Более того, по словам Соколовского, правительство в настоящее время имеет все основания поручить Минтопэнерго утвердить решение о переводе нефтепровода "Одесса-Броды" в режим работы по проектному направлению и начать переговоры с российской стороной об изменении маршрута транспортировки нынешних объемов российской нефти до Черного моря через Одессу.

    Альтернативная нефть для Европы

    Глава Секретариата Президента Украины Виктор Балога убежден, что использование нефтепровода "Одесса-Броды" в проектном направлении будет выгодно для экономики страны и сыграет на диверсификацию поставок энергоносителей в Украину. Ранее заместитель председателя правления "Укртранснафты" Игорь Горобец заявлял о привлекательных экономических перспективах работы украинского нефтепровода. "До 2015 года в Черноморском регионе будет 90 млн. тонн каспийской нефти. До 2020 года прогнозируется 117 млн. тонн. Стоит задание активно участвовать в этой игре", - отмечал Горобец. По его словам, Украина заблаговременно предупредила об отказе от реверса Россию, которая намеревается резко сократить транспортировку своей нефти через Украину.

    Аверсный режим работы "Одессы-Броды" также расширит возможности для международного сотрудничества Украины в отрасли энергетики и поспособствует формированию единой энергетической политики Европы, отметил Балога. Первые шаги в сторону европейского сотрудничества по использованию нефтепровода в аверсном режиме уже сделала Польша. Так, по результатам встречи Министра топлива и энергетики Украины Юрия Продана и Министра экономики Польши Вальдемара Павляка 14-15 августа текущего года, польские нефтеперерабатывающие заводы готовы ежегодно перерабатывать 6-7 млн. тонн легкой каспийской нефти, которая будет поставляться по нефтепроводу "Одесса-Броды" после его запуска в аверсном режиме (в направлении Бродов) и достройки трубы на территорию Польши (Плоцк, Гданьск, Адамова Застава), рассказали в пресс-службе Минтопэнерго.

    Стороны договорились, что будут предоставлять максимальное содействие в развитии нового коридора транспортировки нефти с Каспийского региона в европейские страны через Азербайджан, Грузию, Украину и Польшу с использованием нефтепровода "Одесса-Броды-Плоцк". "Отмена реверса является хорошим сигналом европейским партнерам по достройке украинского нефтепровода до польского города Плоцка, а также транспортировки этой веткой нефти на южное направление нефтепровода "Дружба", - соглашается Михаил Гончар, директор энергетических программ центра "Номос". "Запуск "Одесса-Броды" в аверсном (проектном) режиме даст Украине техническую возможность получать нефть из альтернативных источников, а также увеличить транзитный потенциал страны", - отметил Гончар.

    Проект не заработает?

    Однако не все эксперты настроены оптимистично. Так, директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Сапрыкин допускает, что экспериментальная прокачка каспийской нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды" вполне возможна. Но эксперт не уверен в том, что нефтепровод реально заработает в проектном режиме. С ним солидарен и Виталий Давий, руководитель консалтинговой компании "Топливные Альтернативы", который отметил, что вероятность того, что нефтепровод "Одесса-Броды" к концу текущего года заработает в проектном режиме, очень низкая. "Это связано с тем, что данный проект уже давно перестал существовать непосредственно как коммерческий проект. Этот проект сейчас стал воплощением хитросплетений политических интересов Москвы, США, Европы, Украины. Для того чтобы запустить нефтепровод в аверсном режиме, необходимо, чтобы все политические силы думали и действовали в одном направлении", - считает Давий.

    Для коммерциализации проекта необходимо, чтобы с одной стороны трубы был продавец, а с другой - покупатель, отмечает эксперт. И если с покупателем проблем нет - Европа готова участвовать в этом проекте, то с продавцом дело обстоит несколько сложнее. "На сегодняшний день мы имеем только договоренности с правительством Азербайджана о поставках каспийской нефти через нефтепровод "Одесса-Броды" в случае его запуска в аверсном режиме. Однако правительство не уполномочено заниматься поставками нефти. Это должна быть какая-то национальная или частная добывающая нефтяная компания. В Азербайджане добывает нефть несколько компаний, и ни одна из них пока не высказала готовности заключить с нами договоры на поставку нефти", - считает Давий.

    Эксперты не верят в успешный запуск нефтепровода в проектном режиме. В Украине много гораздо более примитивных проектов тормозятся и не выполняются, говорят они. "Одесса-Броды" - это глобальный транснациональный проект, который зависит в том числе от согласованности действий и заявлений украинских политиков.

    Нефтетранспортный проект "Одесса-Броды" задумывался с целью диверсификации поставок нефти на украинские НПЗ и развития транзитных возможностей страны. Строительство нефтепровода завершили в мае 2002 года. Магистраль имеет длину 674 км, диаметр трубы – 1020 мм. Мощность первой очереди нефтепровода и терминала составляет 9-14 млн. тонн в год. Нефтепровод "Одесса-Броды" планировали использовать для прокачки каспийской нефти в Европу. Украина в течение двух лет с момента постройки безуспешно пыталась договориться о транспортировке каспийской нефти по нему в прямом направлении. Не получив конкретных предложений со стороны компаний, правительство Украины в конце июня 2004 года разрешило использовать трубопровод для транспортировки российской нефти в реверсном направлении.

    Таким образом, с момента постройки нефтепровод используется в реверсном направлении, что предусматривает транспортировку российской нефти из Брод в Одессу и далее - танкерами через черноморские проливы. При этом в начале 2007 года Кабмин поручил Министерству топлива и энергетики, Министерству экономики вместе с НАК "Нафтогаз Украины" и компанией "Укртранснафта" до 2008 года подготовить к подписанию межправительственный украинско-польский договор по достройке нефтепровода "Одесса-Броды" до польского города Плоцка. Реализация этого проекта должна сделать использование нефтепровода в прямом режиме более привлекательным. Впоследствии нефтепровод планируется продлить до Гданьска.

    В 2007 году по трубопроводу "Одесса-Броды" в реверсном режиме прокачано 9,056 млн. тонн нефти, в 2006 г. - 3,418 млн. тонн, в 2005 г. - 5,754 млн. тонн, в 2004 г. - 1,048 млн. тонн. Всего за время работы реверсного маршрута, по состоянию на 31 декабря 2007 года, прокачано 19,276 млн. тонн сырья, а Украина получила в виде платежей за транзит и портовых сборов $205,4 млн.

    По материалам газета Сейчас
    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.