Одна из самых крупных и успешных сетей кофеен, американская Starbucks, день за днем теряет миллионы долларов. Впервые с 1992 года пошатнулись устойчивые позиции этой компании, управляющей кофейнями в сорок одной стране мира. В этом году убыток Starbucks составил $6,7 млн. Такое положение дел в компании объясняют большими расходами на закрытие 600 нерентабельных кофеен в США.
Тенденция к сокращению количества заведений крупными сетями наблюдается и в Украине. На сегодняшний день это, пожалуй, одна из немногих схожих черт отечественного и мирового рынка кофеен. Основных причин, по которым поклонники кофе в один прекрасный день не находят полюбившееся заведение на прежнем месте, несколько. Смена приоритетов собственниками, неоправданные ожидания быстрого заработка и, конечно же, высокие арендные ставки вынуждают кофейни покинуть рынок и уступить место более сильным игрокам.
Ушли без шума
Первыми кофейнями современного формата в нашей стране были заведения Cafe Nescafe, которые принадлежали компании "Нестле Украина". Сеть состояла из шести точек, концепция которых, по мнению экспертов, была очень удачной и популярной. Длительное время, даже после прихода в Украину мощных зарубежных сетей, Cafe Nescafe оставались лидерами рынка. Они располагались в самых выгодных местах столицы и имели постоянных клиентов. Между тем два года назад "Нестле Украина" одну за другой закрыла свои кофейни, объясняя это сменой концепции и желанием сконцентрировать усилия на производстве и реализации продуктов питания. По словам Ольги Насоновой, генерального директора компании "Ресторанный консалтинг", предприятие переориентировалось на торговлю через кофейные автоматы (вендинг). К слову, сейчас этот бизнес развивается очень бурными темпами.
Недавно поменять вид деятельности решили собственники еще одной сети кофеен - "Кафка". Владимир Гавришевский, генеральный директор сети, объяснил такое решение невозможностью конкурировать с крупными иностранными игроками и тем, что "Кафка" не оправдала ожиданий. Причина фиаско банальна - неудачная концепция сети. Поэтому в ближайшее время ее собираются продать. Кому - не известно, поскольку желающих купить убыточное предприятие в Украине не так много. Зато определена цена вопроса - выручить за свое детище из пяти кофеен ООО "Грисан" (компания, которая развивала сеть. - Ред.) намерено 4,2 млн. евро. Эти деньги, скорее всего, будут направлены на открытие пабов, которые по определению являются более доходными проектами. Средний доход пивного ресторана составляет $20 тыс. в день, тогда, как кофейня приносит около $6 тыс. в день. Возможно поэтому на месте одной из кофеен сети "Кофиум" на Майдане Незалежности в Киеве сегодня открылся паб.
Неудачная концепция и высокие арендные ставки поломали планы компании "Галка", одного из крупнейших в свое время украинских производителей кофе. Около четырех лет назад предприятие намеревалось развить сеть собственных кофеен. Для этого даже был взят кредит на сумму $2,4 млн. Часть заведений "Галке" открыть удалось, правда, рентабельными они были только на западе Украины. Единственная кофейня в Киеве три года пыталась завоевать склонность столичных кофеманов, однако маленький рекламный бюджет, присутствие на рынке гораздо более сильных игроков и невозможность эффективно управлять бизнесом на расстоянии обусловили ее закрытие. По мнению специалистов, компании не стоило тратить время на завоевание столицы - ее место во Львове, где кофейные традиции развиты больше, чем в Киеве.
Между прочим, это касается не только традиций, но и культуры потребления кофе. В Западной Украине очень развит формат литературных кофеен, которые пользуются большой популярностью у местных жителей. Того же нельзя сказать о столице - ровно год назад закрылись единственные в своем роде литературные кофейни "Бабуин". Вместо них творческое объединение "Культурные инициативы", владевшее сетью, открывает новое заведение "Бобо-кафе", формат которого будет больше соответствовать культуре потребления кофе в большом городе. Основной причиной, по которой заведение закрылось, стала все та же аренда. "Не сторговались с арендодателями", - заключает Ольга Насонова.
С похожей проблемой столкнулись собственники "Прет-а-кафе" на Андреевском спуске в Киеве, которое успешно работало на рынке с 2003 года. Специалисты по сей день недоумевают, почему в 2007 году кофейня закрылась. Это было очень популярное заведение клубного формата, которое пользовалось популярностью у молодежи. По предположению Михаила Темпера, директора по маркетингу корпорации "ОМЕКС" (сеть кофеен "Сити"), причин было несколько. Во-первых, для кофейни очень важен поток клиентов, которого на Андреевском спуске было недостаточно. "Во-вторых, "Прет-а-кафе" - это больше клуб, чем кофейня, а у клубов очень короткий жизненный цикл", - подытожил Михаил Темпер.
Кофейные деньги
Правильно организованная кофейня - очень прибыльный бизнес. Если владельцы непрофессионально его ведут, им может показаться, что в другом бизнесе они достигнут больших успехов, считает Ольга Насонова. Относительно небольшие затраты и короткие сроки возврата инвестиций могут обеспечить владельцу безбедную жизнь. Кофейня не должна занимать площадь больше 100 кв. м. Для того, чтобы открыть такое заведение, необходимо $120-150 тыс. Вложенные деньги окупятся за полтора-два года с рентабельностью 35-40%.
"Кофе по уровню рентабельности стоит на третьем месте в мире после наркотиков и оружия", - констатирует Михаил Темпер. В то же время нюансы украинского рынка накладывают заметный отпечаток на развитие этого бизнеса в Украине. Например, потребление кофе на одного человека в нашей стране, по данным Юлии Носаль, аналитика инвестиционной группы "Сократ", составляет 1 кг в год, а в Европе - 6 кг. Исторически сложилось так, что украинские потребители предпочитают чай. По словам Екатерины Громыко, специалиста по связям с общественностью компании "Джемини Эспрессо" (кофейня Gemini Malabar Caffe), шансы на успех имеют те кофейни, которые предлагают расширенное меню. "Кофейня должна иметь свою изюминку. Наличия в ассортименте 50-ти сортов кофе уже недостаточно", - отмечает Юлия Носаль. С другой стороны, предлагая, помимо кофе, бизнес-ланчи, кофейни начинают сильно конкурировать с кафе, барами и ресторанами, а это им не всегда на пользу.
70% украинского рынка кофеен приходится на Киев. Однако специалисты уверены, что большой потенциал для роста скрыт в регионах. В столице же количество мест для открытия кофеен уменьшается по мере роста арендных ставок и снижения лояльности арендодателей. Михаил Темпер рассказал, что собственник одного из помещений, арендуемых под кофейни "Сити", в течение года четыре раза менял арендные ставки без каких-либо убедительных на то причин. При этом для кофейни более выгодно иметь отдельное помещение, чем становиться "имплантатом" какого-нибудь торгового центра.
Закрываются кофейни тех сетей, которые изначально задумывали "брать" рынок количеством. Некоторые заведения могут работать убыточно, при этом их поддерживает вся сеть. Именно такой подход всегда использовала Starbucks, но, очевидно, ожидания сети не всегда оправдывались. Длительное время компания изучала украинский рынок и даже подготовилась к выходу на него. Между тем из-за финансовых трудностей кофейному гиганту пришлось поменять планы, ведь на малую долю рынка он не согласен. Да и не хотелось бы компании с таким именем пополнять список провалившихся проектов на не слишком развитом украинском рынке кофеен.
Дария Исакова
По материалам |