В центре внимания СМИ на прошлой неделе оказалась британо-нидерландская металлургическая корпорация Corus, входящая в первую пятерку европейских производителей слябов. Эта компания, с конца 1990-х годов находящаяся в кризисе, который ей удалось преодолеть только после повышения мировых цен на сталь в 2004 году, объявила о намерении решить большую часть своих проблем за счет реализации крупного слябового проекта.
При этом, чтобы профинансировать строительство, Corus готова продать свое алюминиевое подразделение, в состав которого входят два завода с суммарной производительностью 250 тыс. тонн в год, а также несколько предприятий по выпуску готовой алюминиевой продукции.
Известно, что делегация Corus побывала в Индии, где обсуждалась предварительная возможность строительства комбината мощностью около 6 млн. тонн в год в богатом железной рудой штате Орисса. Правда, в связи с тем, что недавно в той же Ориссе из-за конфликта с местным населением было приостановлено сооружение аналогичного завода корейской корпорации Posco, реализация проекта Corus также может столкнуться с трудностями.
В Бразилии Corus проявляет интерес к проектам местных компаний Usiminas и CSN. Первая планирует построить комбинат, рассчитанный на выпуск 5 млн. тонн товарных слябов в год, вторая собирается расширить производительность своих двух действующих заводов от 6 млн. до 8-8,5 млн. тонн в год. Не исключено, что Corus примет участие в финансировании обоих проектов.
Помимо Индии и Бразилии, руководство Corus называло в качестве потенциального источника слябов Россию. В связи с этим, газета Financial Times на прошлой неделе сообщила, о ведущихся переговорах между Corus и “Евразхолдингом”. Ранее к Corus присматривался российский металлургический олигарх Алишер Усманов, но он так и не сумел получить поддержку в правлении британско-нидерландской компании и в 2004 году продал большую часть своего 13,4%-ного пакета.
Между тем, по сообщениям СМИ, другой российский предприниматель Владимир Лисин, контролирующий Новолипецкий металлургический комбинат, якобы, сделал предложение о приобретении 15% акций Arcelor. Заинтересованные стороны никак не комментируют данную новость, не отрицая и не подтверждая ее, однако европейские аналитики отмечают, что альянс крупного европейского производителя стали с низкозатратной российской компанией, специализирующейся на изготовлении полуфабрикатов (наподобие “Евраза” и НЛМК), вполне оправдан и перспективен.
Жадность к добру не приведет
Китайские металлургические компании продолжают задирать вверх цены на плоский прокат. По данным азиатских трейдеров, ситуация на рынке хаотичная. Некоторые поставки поспешно отменяются, а экспортеры выставляют все более высокие цены. При этом, спрос на рынке весьма высок, а относительно недорогой продукции из других регионов, в частности, из СНГ, предлагается мало.
Как отмечали на прошлой неделе наблюдатели, горячекатаные рулоны китайского производства можно найти в Восточной и Юго-Восточной Азии по ценам от 450 до 490 долларов за тонну C&F, толстолистовая судостроительная сталь предлагается китайскими компаниями по 480 долларов за тонну FOB и более, но рубеж 500 долларов за тонну C&F пока является не превзойденным. Цены на холоднокатаные рулоны прибавили около 100 долларов за тонну за последний месяц и теперь достигают 600 долларов за тонну C&F.
Поставщики более дорогостоящей продукции также постоянно пересматривают цены в сторону увеличения. Японские и корейские горячекатаные рулоны во втором квартале будут стоить порядка 500 долларов за тонну FOB. Корейская Posco объявила, что в апреле поднимет стоимость листового проката на 50 долларов за тонну для китайских покупателей и 2 тыс. иен за тонну — для японских.
Специалисты уже опасаются, что такой мощный скачок вызовет обратную реакцию, и цены рухнут вниз, тем более, что тайванские и корейские статистические органы сообщают о новом увеличении импорта стальной продукции из Китая в январе-феврале. Компания Baosteel, лидер металлургической отрасли КНР, прогнозирует падение цен во втором полугодии в связи с затовариванием рынка, а национальная ассоциация производителей стали CISA уже выступила с предупреждением к своим ам, предостерегая их от слишком резкого и поспешного роста цен. По данным CISA, в середине марта на некоторых региональных рынках Китая появились признаки снижения спроса.
Более спокойно и предсказуемо разворачиваются события на рынке длинномерного проката. В связи с весенним оживлением спроса на конструкционную сталь постепенно поднимаются и цены на нее. Российские и украинские заготовки уже достигли 350-360 долларов за тонну FOB, а цены на арматуру и сортовой прокат перешли границу 400 долларов за тонну FOB, достигая 420-425 долларов за тонну FOB. Турецкие экспортеры оперируют ценами порядка 360-375 долларов за тонну FOB для заготовок и 430-450 долларов за тонну FOB для арматуры. Предполагается, что во втором квартале цены снова прибавят, хотя и ненамного. Впрочем, и здесь аналитики не исключают вероятности перегрева рынка с резкой понижательной коррекцией впоследствии.
Все ближе друг к другу
Уже через несколько дней на мировом рынке железной руды начинается новый финансовый год, однако соглашения по контрактным ценам все еще нет. Правда, достижение компромисса, по некоторым данным, уже близко. Как, в частности, заявил бразильский министр торговли Луис Фернандо Фурлан, ведущие европейские металлургические компании в целом готовы согласиться на предлагаемое корпорацией CVRD повышение цен на 12-15%. Такой рост считается вполне оправданным рыночными экспертами, которые указывают на сохранение дефицита железной руды на мировом рынке в текущем году.
Однако заключение базового соглашения, которое стало бы образцом для всех участников рынка, задерживается. Причиной тому является бескомпромиссная позиция китайских металлургов, поддерживаемых правительством страны. В прошлом году на долю КНР пришлось около 40% мирового импорта руды (по трансокеанским поставкам), так что не удивительно, что китайские компании желают сами устанавливать цены. В то же время, китайцы сопротивляются попыткам экспортеров руды осуществить намеченное ими повышение. До последнего времени их представители вообще требовали повторения прошлогодних цен, что, по мнению экспертов, не отвечает реальной ситуации на рынке.
Правда, на прошлой неделе китайский официальный журнал China Securities Journal опубликовал статью, в которой, ссылаясь на мнение “национальных аналитиков”, прогнозировал рост контрактных цен на руду на 5-10%. В любом случае, компания Baosteel, представляющая на переговорах всю сталелитейную отрасль страны, объявила о проведении нового раунда переговоров с 25 марта. По мнению западных экспертов, рано или поздно китайцам придется уступить. Несмотря на разрекламированные недавние контракты с мелкими поставщиками руды противопоставить что-либо совокупной мощи “большой тройки” мирового железорудного рынка они не в состоянии.
На рынке металлолома цены, тем временем, продолжают подниматься. Стоимость европейского материала HMS №1 при поставке в Турцию выросла до 255-260 долларов за тонну C&F, а российский 3А превысил отметку 250 долларов за тонну C&F. Американские экспортеры предлагают HMS №1 не дешевле 235 долларов за тонну FOB, так что в Азии его цена достигает 260 долларов за тонну C&F и выше. Как отмечают трейдеры, дефицит металлолома, вызванный зимним сокращением поставок из стран СНГ, восполнить пока не удается из-за высокого спроса.
Инф. ukrrudprom
e-finance.com.ua