• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Александр Савчук: “Относительно мартена — все будет зависеть от рынка”
    2006-03-28 10:47:00

    “Мартеновская сталь сегодня востребована. Чем заменить выбывшие мощности? Нужно строить новые конвертерные цеха, но это и дорого, и долго”.

    Выражение “опережая время” для ВАТТ “Азовмаш” — не только красивый эпитет. В прошлом году предприятие стало единой из больших вагоностроительных заводов СНГ, кто не сократил объемы производства — тогда как коллеги работали при 20-30-процентной загрузке мощностей. Заранее спрогнозировав изменение конъюнктуры рынка, мариупольские машиностроители практически целиком обновили номенклатуру вагонов, которые выпускают. Секрет успеха — в инновационных технологиях, которые дают возможность “Азовмашу” удерживать лидерство среди машиностроительных предприятий. Об этом — разговор с президентом ВАТТ Александром Савчуком.

    — Александр Владимировичу, портфель заказов на 2006 год заполнен и даже переполненный. Какие факторы станут определяющими для развития предприятия в этом году?
    — Новые разработки, привлечения специалистов, омоложения коллектива, общее повышение квалификации. То есть наука и человеческий фактор. Хотя наука — этот тоже человеческий фактор на сто процентов.

    — Показательно, что наш разговор начинается не с тонн и миллионов, а с человека. Демографическая ситуация складывается так, что в ближайшие годы предприятия будут испытывать острый дефицит кадров. Вы готовые к этому?
    — Вы даже не представляете, какие это важные и трудные вопросы. Убежден, те кризы, которые потрясают страну — политические, экономические, — мы преодолеем. Другого пути просто нет. Но возрастание объемов производства, развитие промышленности будут требовать значительного количества людей. И когда-нибдуь это станет главным сдерживающим фактором. Так как сразу перейти на какие-то технологии, которые позволят одну и ту же работу выполнять меньшим количеством рабочих рук, невозможно. Это будет требовать огромных капитальных вложений и времени. На мой взгляд, создание новых рабочих мест — сегодня не вопрос, по крайней мере, в Донецкой области. У нас дефицит рабочей силы. Кто хочет работать, тот работает. Но есть проблема качества, глобального повышения уровня персонала. Нам придется через это пройти.

    — Каким образом можно привлечь наиболее квалифицированных работников?
    — Через создание лучших условий работы и отдыха, в комплексе. За первые два месяца в этом году мы уже повысили зарплату на 15 процентов, сравнительно с уровнем прошлого года. И к сентябрю еще процентов на 20, по меньшей мере, повысим. Итак, заработок будет составлять в среднем 1500-1600 гривен. Относительно условий работы, то, в качестве примера, я лично каждый день смотрю справки о температуре в бытовых помещениях. Даже в сильные морозы не было ниже 20 градусов. Кроме того, в этот период за счет администрации предприятия мы организовали безвозмездный чай. Люди ощутили заботу, несмотря на погодные сложности. Внедрения технологий, которые облегчают работу, — это также один из моих приоритетов в работе.

    Мы сейчас разрабатываем комплексную программу по привлечению квалифицированных кадров и закреплению их. На очереди оптимизация кадрового состава, с точки зрения повышение профессионального, образовательного уровня и с точки зрения вековых критериев. Надо омолаживать коллектив. Активно делаем авансы на повышение образовательного, профессионального уровня. Прошли времена неквалифицированной работы. Возможно, и теперь она была бы, но демография не позволяет. Один квалифицированный работник может сделать столько же, сколько трое неподготовленных. И есть альтернатива: или взять трех неквалифицированных, или одного квалифицированного, но платить нему зарплату за трех. Это уже все начинают понимать. Другого выхода нет. И новые технологии — они не просто с Луны свалились. Они позволяют меньшему количеством людей делать больший объем работы. Но это меньшее количество людей может быть более грамотным и квалифицированным. И нет другого пути. Кто быстрее решит проблему кадров, чтобы люди закрепились на предприятии, работали и ценили свое место, тот и выиграет. В особенности в Мариуполе, где тысячу гривен уже и зарплатой не считают.

    — Как вы думаете, могла бы помочь решить кадровый вопрос миграция “рабочих рук” с Западной и Центральной Украины, то есть из регионов с высоким уровнем безработицы?
    — Когда-то такое уже было, во времена индустриализации. Но стоит вопрос: а почему жители Западной Украины едут не сюда, а в Португалию, Италию, Польшу? Ведь чистый остаток, с учетом затрат на дорогу и проживание, — его можно сравнить со здешними заработками. Секрет — в условиях жизни. Мы реально должны понимать, что сюда поедут на заработки, если мы создадим нормальную среду. Казалось бы, зачем бежать в чужую страну, жить в унижении? Но бегут, так как там безопасно. Там в минуты отдыха можно пойти в кафе отдохнуть и ничего не бояться. И вокруг тебя чисто, аккуратно. А если то же будет здесь, куда поедут: за границу или туда, где свои люди, своя ментальность, своя страна?

    — Александр Владимирович, в начале прошлого года вы поставили цель — увеличить объем производства продукции до трех миллиардов гривен. Удовлетворенны ли вы результатами работы в 2005 году?
    — Прошлый год выдался очень трудным для всего вагоностроения. Было насыщения рынка грузовых полувагонов, надо было предложить что-то новое, эффективнее. Нужны были новые рынки. Если до 2003 года доминировали нефтебензиновые цистерны, а в 2004-му — полувагоны, то после насыщения рынка “Азовмаш” форсировал выпуск газовых и специализированных цистерн, крытых вагонов и платформ. Одновременно происходит освоения пяти новых исследовательских образцов, которые раньше не выпускали.

    Я много раз повторяю своим подчиненным: как только ты успокоился — ты проиграл. Мы не успокоились. Мы предусматривали, что будет тяжело и как-то старались, образно говоря, сбить молоко в сметану. Нам это удалось, объемы производства не упали. Но 2006 год, как и ближайшие два-три, обещают быть не менее трудными для вагоностроения. Увеличения спроса мы прогнозируем к 2010—му, но до этого времени нужно воевать, бороться. Одним из важных итогов прошлого года стало открытия новых рынков сбыта. Ждем результатов тендера из технического перевооружения железных дорог Пакистана. Эта программа рассчитана на пять лет и поставку 15 тысяч вагонов.

    Направлений много, но они все отработанные, и что-то новое становится настоящим открытием. Вот мы новую платформу сделали. Серийная платформа имеет грузоподъемность 69 тонн. Мы добились 72 тонны. Это уже прорыв, все заинтересовались. И иранцам надо, и россиянам. Заказчики ныне считают деньги.

    — В соответствии с бизнес-планом предприятия на 2006 год, удельный вес экспорта возрастет. Что это означает?
    — Это означает только одно — “Укрзализныця” закупает мало вагонов и не стимулирует частные компании на увеличение собственного парка. Но мы видим конкретные предложения относительно развития этого бизнеса в России, Казахстане, Пакистане, Иране. Сегодня в Украине заниматься операторской частной перевозкой невыгодно. Так как ставки очень низкие. Окупаемость вагона — 10 лет. В России за пору аренда полувагона стоит 25 долларов, а в Украине — 15. Вместе с тем вагонов катастрофически не хватает. Это большое бедствие для Украины — недостаток подвижного состава и невозможность этот вакуум заполнить. Нет стимулирования частного бизнеса, для того чтобы инвестиции пошли отсюда.

    Теряют огромные деньги — страна, железная дорога, предприятия. На простоях во время нагрузки и разгрузка. Русские и казахские фирмы боятся сюда вагоны загонять, так как потом забрать не могут. Выход — дать льготы этому бизнесу или выровнять ситуацию пусть сравнительно с Россией.

    — В связи с газовым кризисом металлурги заговорили про активное внедрение энергосберегающих технологий. Вы считаете, металлурги смогут на протяжении четырех-пяти лет отказаться от мартеновского производства? По крайней мере, такие обещания звучат.
    — Здесь надо разделить понятие. Техническое перевооружение неизбежно, так же неизбежно, как и то, что крутится земля. И хотя бы как металлурги жаловались на трудности — а пожаловаться они любят, — производство они будут модернизировать, иначе металл никто не будет покупать. Но перейти целиком на энергосберегающие технологии — это сотни миллионов долларов. Относительно мартена — все будет зависеть от рынка. Мартеновская сталь сегодня затребована. Чем заменить выбывшие мощности? Нужно строить новые конвертерные цеха, но это и дорого, и долго.

    — По силам ли “Азовмашу” предложить комплексное решение проблемы технического перевооружения металлургических предприятий?
    — Мы за месяц можем делать 1000-1500 тонн оснащения. А у нас уже на 10 тысяч тонн заключены контракты. И еще столько же в разработке, мы сам придерживаем. Другими словами, например, в “Азовмаше” тот объем производственных мощностей, которые занимаются изготовлением металлургического и горнорудного оснащения, загруженный на 100 процентов. Увеличивать дальше объемы производства тяжелого машиностроения? Для этого нужно покупать металлорежущее оснащение. Нужен хотя бы еще один механообрабатывающий цех.

    Это, по меньшей мере, 15-20 миллионов долларов и где-то год-два, чтобы сделать, установить и наладить оснащение. Так как верстаки — уникальные.

    Поэтому, когда речь заходит про быстрое закрытие мартеновского производства, есть два ответа: или какими-то фискальными методами в Украине запретят делать мартеновскую сталь, с целью экономии газа, или это утопия. И мы должны понимать, что страна недосчитается значительных поступлений в бюджет, поскольку быстро заполненными эти мощности быть не могут. Я думаю, в лучшем случае — через десять лет, но не через четыре-пять.

    — В последнее время звучат мысли, что такая зависимость бюджета от металлургической области — плохо. Согласные ли вы с этим?
    — По большому счету, это не так и плохо — металлургия как базовая область. Это не так эффективно, как нефть и газ, но всегда нужные миру. Так быстро заработать деньги в машиностроении невозможно. А для перехода на другие источники доходов (например, информационные технологии) у нас просто нет необходимой научно-технической и кадровой базы. Не надо повторять ошибки конверсии, когда мы думали, что сможем на ракетных заводах делать стиральные машинки.

    — Кстати, ведь на “Азовмаше” был опыт производства газовых плит — в порядке конверсии?
    — Да, был. Мы ликвидировали это производство. Все равно лучше “Аристона”, “Електролюкса” и других не сделаем. У нас нет традиций, нет технологий. Казалось бы, ничего сложного, я был на этих заводах. Но мы создавались для другого, и все время делали другое. И то, что мы делаем, должны делать на мировом уровне, иначе обанкротимся.

    Итак, если говорить про базовые для экономики области, никуда от металлургической промышленности мы не денемся. Вопрос в другом. Чтобы она было конкурентоспособная, новое оборудование, новые технологии должны стать приоритетом. К сожалению, этого нет сегодня. И только теперь собственники начинают понимать, что “наугад” не проскочишь. И чтобы металлургические предприятия работали эффективно, должно быть эффективным машиностроение. В него тоже нужно вкладывать деньги. Все взаимосвязанно. Экспорт сырья — это не так выгодно, да и не вечно. Будущее — за инновационными технологиями, за развитием техники.

    Подготовила Лина Куст

    Инф. ukrrudprom

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.