Как стало известно «ДЕЛУ», переговоры между Coca-Cola и отечественной соковой компанией «Виннифрут» вышли на финишную прямую. На прошлой неделе акционеры «Виннифрута» закончили скупку у миноритариев 7,47% акций и таким образом консолидировали в своих руках свыше 80% акций. «Компания «Виннифрут» готова продать все свои активы», — рассказал «ДЕЛУ» представитель инвесткомпании на правах анонимности.
То, что Coca-Cola и «Виннифрут» близки к завершению сделки, подтвердили и в компании «Сандора». «Coca-Cola — весьма вероятный покупатель», — комментирует информацию пресс-служба «Сандоры». Самой «Сандоре», по информации компании, поглотить конкурента не позволит Антимонопольный комитет.
В компании «Виннифрут» отказались комментировать информацию о продаже компании. «Мы не комментируем такие вещи. Всеми нашими сделками занимается инвестиционная компания «Альфа-Капитал». Обращайтесь к ним», — сказал начальник финансово-аналитического отдела «Виннифрут» Леонид Безручно. Предпочли не вдаваться в подробности предстоящей сделки и в «Альфа-Капитале». «В 2007 году мы провели частное размещение пакета акций «Виннифрут» среди международных портфельных инвесторов. Однако на этом этапе мы бы не хотели комментировать текущую информацию», — заявил Александр Юдин, директор по корпоративным финансам «Альфа-Капитала».
В поисках покупателя
Активные поиски стратегического покупателя «Виннифрут» начал еще в декабре. Этому способствовало и ухудшающееся финансовое состояние предприятия. К примеру, на начало 2009 года долги «Виннифрута», по информации инвесткомпании, достигли 170 миллионов гривен.
Финансовые проблемы соковой компании подтвердили «ДЕЛУ» и в «Конкорд Капитале». Заместитель директора аналитического отдела инвестиционной деятельности этой компании Андрей Гостик считает, что именно из-за долгов стоимость активов «Виннифрута» упала и сегодня вряд ли превышает 20 миллионов долларов. «У компании большие долги, поэтому чистые активы должны стоить значительно меньше. Возможно даже, что стоимость активов за вычетом задолженностей окажется отрицательной», — сказал Гостик.
Впрочем, аналитики считают, что винницкий производитель может стать удачной покупкой для Coca-Cola. «Несмотря на проблемы у производителя соков, «Виннифрут» имеет очень хороший потенциал для развития», — считает Константин Черныш, аналитик компании D&P Consult.
Время для Coca-Cola
Американская компания уже давно заявляла о желании расширить свое присутствие на украинском рынке, купив производителя соков и сокосодержащих напитков. Однако пока ей это не удавалось. В 2007-м Coca-Cola была претендентом на покупку крупнейшего в отрасли производителя — «Сандоры». Но тогда ее обошел главный конкурент — американская PepsiCo, купившая «Сандору» за 542 миллиона долларов.
Теперь Coca-Cola попытается не упустить сделку. Во-первых, активы «Виннифрута» упали в цене. А во-вторых, обе стороны сделки уже давно сотрудничают. На мощностях «Виннифрута» производятся соки под торговыми марками Rich и «Добрый», которые принадлежат Coca-Cola (ранее эти торговые марки принадлежали «Мултону» — второму по объемам производителю в России).
Однако, как стало известно «ДЕЛУ», интерес к «Виннифруту» проявила специализирующаяся на информационном сопровождении сделок по слияниям и поглощениям компания Mergermarket. Среди клиентов этой компании и Orangina Group. Последняя отнюдь не новичок на украинском рынке. Еще в 2007 году Orangina Group купила 99,7% акций ОАО «Киевский завод безалкогольных напитков «Росинка».
Интересен и тот факт, что, по данным отечественных СМИ, и Orangina Group, и Coca-Cola активно интересовались возможностью приобретения контрольного пакета акций ЗАО «Эрлан».
Остальным кризис отбил охоту
Другие игроки украинского рынка в интервью «ДЕЛУ» заявляли, что не заинтересованы в покупке данного объекта, поскольку сами проводят оптимизацию своих производственных мощностей и даже отказываются от некоторых ранее запланированных проектов.
Не стоит ожидать прихода в Украину и крупных производителей с российским капиталом. Российские компании уже предпринимали попытки освоить украинский рынок соков, однако они оказались не очень удачными. Так, в начале 2000-х годов на наш рынок вышли сразу 4 российские компании: «Вимм-Билль-Данн» (ТМ Rio Grande, J-7, «Чудо-ягода», «Любимый сад»), «Лебедянский», «Мултон» и «Нидан». В итоге компания «Вимм-Билль-Данн» отказалась от развития сокового направления и сконцентрировалась на производстве молочной продукции, а крупнейший российский производитель «Лебедянский» вообще закрыл в Украине свое представительство. Позже стало известно, что россиян купила Pepsi. Присутствующие на украинском рынке торговые марки компании «Мултон» (Rich, Nico и «Добрый») в 2005 году приобрела Coca-Cola.
«На рынке уже действуют крупные международные игроки. Все, кто хотел выйти на наш рынок, уже сделали это», — считает Сергей Наливка, директор аналитического агентства «ААА». Таким образом, вероятнее всего, сделки купли-продажи соковых компаний будут производиться компаниями, которые уже работают в Украине. А сделка по приобретению Coca-Cola винницкого «Виннифрута» может стать одной из знаковых в этом году.
КомпаниЯ «Виннифрут»
В состав компании входят 9 дочерних предприятий и 3 современных завода, на двух из которых производятся соки и безалкогольные напитки. Реализация готовой продукции осуществляется через сеть собственных филиалов в крупных городах Украины. Продукция под торговыми марками «Винни», «Соки Украины», «ЭКО» и др. экспортируется в более чем 25 стран.
Ирина Кононенко, Татьяна Недоризанюк
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua