За три года компания под управлением Карлоса Гона и его команды из многомиллиардного должника превратилась в самого прибыльного автопроизводителя мира.
Во времена тяжелого финансового кризиса в Азии конца 1990-х годов Renault выкупил самый крупный пакет акций Nissan Motor и назначил Карлоса Гона (Carlos Ghosn) директором по производству. К этому моменту Nissan накопил долг в 22 миллиарда долларов, а из 48 моделей автомобилей только 3 были прибыльными. Тогда мало кто верил, что из увядающего японского гиганта можно сделать процветающую компанию, приносящую прибыль.
Убийца издержек
В первый же день своего пребывания на посту директора по производству Карлос Гон заявил о намерении вывести компанию на уровень прибыльности уже через год. Для выполнения столь смелой задачи он взял с собой в Японию 17 ведущих менеджеров из команды Renault. Позже он сказал, что не намерен переформировывать свою команду. «Я никогда не хотел нанимать в свою компанию кого-либо со стороны», — утверждает Карлос Гон. Команда стала первой визиткой управляющего Nissan.
Подготовив «надежный аэродром», он перешел к активным действиям. Спустя четыре месяца после прихода Карлоса Гона в компанию появился План спасения (Nissan revival plan), который и принес менеджеру всемирную известность. Основная задача — урезать расходы. Уже по итогам первых результатов этого плана японские СМИ прозвали менеджера «Убийцей издержек».
Одним из первых пунктов антикризисного плана стали отказ от всех непрофильных активов и концентрация усилий исключительно на производственном процессе. Карлос Гон продал все акции компаний-поставщиков, принадлежащих Nissan, и отказался от любых операций с ценными бумагами. Одновременно с этим управленец поставил перед компанией задачу: не имея долей в предприятиях-изготовителях, добиться 30%-ных скидок на комплектующие. На заявления сотрудников завода о том, что сделать это невозможно, Карлос Гон сказал: «Либо менеджмент добьется нужных показателей, либо лишится работы. Это касается всех, в том числе и меня».
Карлос Гон очень строго придерживался этого принципа первое время управления японским автопроизводителем.
Новый руководитель стал как дамоклов меч для работников Nissan. Практически сразу после своего прихода на японский автогигант Карлос Гон закрыл пять заводов, уволил каждого второго руководителя в компании и 14% технического персонала. Его управление называли авторитарным. Своими действиями он неоднократно доводил слишком восприимчивых к критике руководителя японцев до самоубийств. Местные СМИ дали еще одно прозвище новому топ-менеджеру компании — «Кровавый».
В курсе всего происходящего
Ни один внешний контракт Nissan не проходил мимо Карлоса Гона. «В кризисной ситуации внешние контакты необходимо брать в свои руки», — убежден он.
Выход на внешние рынки стал одним из основных направлений спасательного плана для Nissan. Карлос Гон посчитал, что не стоит ограничиваться производственными площадками на стратегически важных рынках, а пойти по пути присутствия везде. Благодаря программе сборочные заводы Nissan начали открываться по всему миру. Основой этому стали производственные мощности нового бизнес-союзника Renault.
Менеджер также держал руку на пульсе происходящего внутри Nissan: вникал во все детали рекламных кампаний, составлял должностные инструкции, обсуждал с разработчиками дизайн автомобилей, следил за чистотой производственных помещений. Он также регулярно проводил анонимное анкетирование работников Nissan, что позволяло контролировать работу локальных менеджеров.
Полет налегке
Карлос Гон принял нехарактерное для Японии решение. Он не стал развивать новые технологии в автомобилестроении, полностью прекратив исследования с гибридным электро-бензиновым двигателем. Японцы, которые позиционируют себя в мире как технологические лидеры, стали упрекать Nissan за столь прагматический подход к развитию. Тем не менее на политику Карлоса Гона критика не повлияла. «Если вы попытаетесь одновременно вести разработки по всем направлениям, то окажетесь в незавидном финансовом положении по сравнению с вашими основными конкурентами», — убежден руководитель.
Именно на финансовое положение менеджер Nissan делает акцент в развитии. По его мнению, исключительно рост чистой прибыли является показателем успешного руководства компанией. «Я не верю в такой показатель, как доля рынка, он не дает вам представления о том, хорошо ли вы делаете свою работу, — говорит о приоритетах компании Карлос Гон. — Мы ориентируемся не на долю рынка, а на норму прибыли».
В результате такого подхода, через три года после того как Карлос Гон возглавил компанию, в 2002 году Nissan стал самым рентабельным автопроизводителем в мире. Его валовая рентабельность оказалась даже выше, чем у Toyota. Чистая прибыль превысила 4,5% от оборота.
Карлос Гон руководил Nissan во время кризиса, как воздушным шаром во время падения: он скинул весь балласт, оставив лишь то, за счет чего летит шар. Он продал все непрофильные активы, сосредоточившись лишь на производстве. Он использовал попутный ветер в виде производственных площадок Renault, за счет чего немало сэкономил. В результате преобразований стоимость комплектующих за три года снизилась на 20%, а загруженность производственных мощностей Nissan увеличилась с 53% в 1999 году до 82% в 2002-м.
Георгий Емец
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua