• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Безработные бизнесмены переходят на работу таксистами
    2009-03-31 14:00:21

    Растущая безработица увеличила количество желающих заработать на такси и уменьшила пассажиропоток. Но, как утверждают эксперты, сейчас на хорошей машине таксист может зарабатывать 3 тыс. грн в неделю.

    "У нас на линии ездят автомобили Toyota Camry 2008 года выпуска, есть Audi A6, несколько джипов Hyundai Santa Fee. Их немного - всего около пятидесяти", - не без удовольствия рассказывает Алексей Брухтий, директор и совладелец службы такси "Фортуна". Дорогой машиной с шашечками на крыше нынче никого не удивишь. Ряды отечественных "кэбов" пополнили желающие подзаработать бизнесмены, у которых в кризис дела пошли на спад.

    Со слов практиков, сейчас такси представляет собой довольно доходное занятие, которое в состоянии обеспечить желающему "порулить" вполне приличный заработок. В то же время рынок этот очень хаотичен и во многом далек от границ правового поля. Между тем не исключено, что под влиянием кризиса смогут выстоять лишь самые сильные и солидные службы такси.

    Право на "лево"
    Годовой оборот рынка услуг такси эксперты оценивают в $2-2,5 млрд, которые состоят из финансовых показателей трех основных типов операторов, занятых в индустрии такси. Верхние позиции занимают компании, владеющие солидным парком автомобилей с собственными диспетчерскими службами. Они редко самостоятельно предоставляют услуги, ограничиваясь заключением договоров с диспетчерскими службами и частными водителями - физическими лицами, имеющими лицензию на перевозку и являющимися плательщиками единого налога. "Шашечка" пониже - типичные диспетчерские службы, представляющие собой мелкие предприятия, которые предоставляют таксистам информационные услуги. Львиная доля рынка принадлежит мелким игрокам - физическим лицам, в лучшем случае владеющим лицензией, но чаще - просто нелегалам, или, согласно таксистской терминологии, "бомбилам", промышляющим возле вокзалов и аэропортов.

    По словам Анатолия Галазюка, автора и администратора интернет-проекта "Приват Такси - Украинский портал", начиная с "перестроечных" времен рынок такси в Украине развивался хаотично, бессистемно и по большей части - в теневой плоскости. Крупные предприятия - таксопарки советского периода со штатом наемных водителей, ремонтных рабочих, раздутым персоналом и крупными земельными участками - проиграли конкурентную борьбу частным перевозчикам. Если первые были обременены массой формальностей и намертво привязаны к общей системе налогообложения, то вторые - владельцы и арендаторы автомобилей - оказывали услуги от своего имени без привлечения наемного труда и без лишней бюрократии. Их бизнес оказался более мобильным и менее затратным по своей сути, а учитывая работу в тени, еще и не обремененным налогами. "Перевозчик, работающий в правовом поле, все равно выигрывал благодаря доступной ему упрощенной системе налогообложения", - отмечает Галазюк.

    Подавляющее большинство игроков рынка сегодня - это диспетчерские службы, заключившие договоры с водителями, владеющими собственными авто. Каждый такой партнер-извозчик платит компании от 10 до 25% выручки. "По своему опыту могу сказать, что пятидесяти-ста автомобилей, работающих на линии диспетчерской службы, достаточно, чтобы выйти на окупаемость", - делится опытом Алексей Брухтий. К слову, в службе такси "Фортуна" таких автомобилей около 450. Суточная выручка одной машины в столице в "плохой" день составляет 250 грн. В день среднестатистический - 500 грн. "Рыбные" дни могут приносить больше тысячи гривен. Рентабельность этого бизнеса составляет, по данным игроков рынка, не менее 50%.

    Инвестиции в такси
    Размер стартовых инвестиций зависит от того, какой сегмент рынка планирует занять новая компания. Минимальная сумма - $30 тыс., бывает и $500 тыс. Как правило, инвестиции окупаются за полгода. Основные статьи расходов - аренда помещения, оплата работы диспетчеров, которых должно быть не менее двух, оплата услуг фирмы, предоставляющей в аренду частоты и номер телефона. Что касается последнего, то его стоимость может колебаться от $2 тыс. до $10 тыс. в зависимости от того, насколько он удачен, узнаваем и легок для запоминания. От этих факторов, по словам директора "Фортуны", зависит, насколько успешной и доходной будет работа компании. Не менее важна и реклама, которая также требует солидных вложений. Участники рынка приводят пример компании "Эталон-такси", которая в свое время вложила в рекламу около $250 тыс. И не прогадала: благодаря узнаваемости марки за год компания стала лидером киевского рынка.

    Дополнительные затраты для уважающей себя компании - оплата услуг охранных фирм, которые выезжают по вызову в случае возникновения конфликтов между таксистами и клиентами. Также в последнее время активно практикуется использование мобильной связи, в частности sms-сообщений, которые отправляются диспетчерами водителям для уточнения маршрута и времени заказа. Между тем все эти нюансы скорее характерны для крупных фирм, давно работающих на рынке и позиционирующих себя в качестве игроков верхнего ценового сегмента. Кроме всего прочего, особое внимание они уделяют качеству и престижу автомобилей, колесящих по улицам города под их торговой маркой.

    Что же касается мелких фирм, очень динамично и не менее хаотично открывающихся в последнее время, то они вопросами качества и престижа особо не "заморачиваются", ограничиваясь "волгами" и "тавриями". Это компании, которых привлек невысокий порог входа на рынок. По словам Брухтия, такие предприятия долго не живут - либо закрываются, либо продаются. "Мы в свое время купили две такие фирмы", - вспоминает он. Те же "однодневки", которым все же удалось выжить, усложняют жизнь и себе, и конкурентам. Они бьют по рынку демпинговыми ценами, забирают клиентов, а вместе с ними и водителей, которые, чтобы не терять доходность, начинают сотрудничать сразу с несколькими диспетчерскими службами.

    Стабилизировать ситуацию, по мнению экспертов, могло бы объединение работающих на рынке компаний. Это позволило бы службам обмениваться заказами, вести слаженную ценовую и сервисную политику. Однако, как отмечают игроки рынка, в украинских реалиях внедрить такую систему невозможно. Подобные эксперименты, которые сегодня имеют место на рынке, откровенно неудачны. У компаний, входящих в объединения, разные тарифы, разный уровень автомобилей и обслуживания, часто случается путаница в заказах, царит атмосфера конфликта и хаоса. Кроме того, в условиях финансового кризиса каждая работающая на рынке служба борется сама за себя, ведь даже в этой подвижной отрасли нынче возникают нешуточные проблемы, обусловленные снижением количества заказов. Большинство компаний, чтобы сохранить клиентуру, осенью снизили тарифы на 30-40%, что позволяет им сейчас оставаться на плаву и обнадеживать новоприбывшие кадры.

    "Мне, например, обидно, когда к нам приходит человек и говорит, что вот, мол, жизнь заставила на такси работать. Можно подумать, что это такой низкий уровень", - возмущается Брухтий. Хороший таксист, продолжает он, на престижной машине и с постоянной клиентурой может зарабатывать больше 3 тыс. грн в неделю. Впрочем, постоянно возрастающее количество дорогих авто "в рядах" такси говорит о том, что банкирам и бизнесменам лишних убеждений не требуется. Многие из них уже успели заметить, что шашечки на крыше - ничем не хуже офисного кресла, особенно если другого выхода по большому счету и нет.
    Дария Исакова

    ИнвестГазета.

    Инф. delo.ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.