Airbus обошел Boeing по продажам гражданских самолетов.
По итогам 2008 году продажи авиастроительной компании Airbus в полтора раза превысили показатель ближайшего конкурента, корпорации Boeing. Так, продажи Airbus составили $40,2 млрд., в то время как у Boeing — $28,3 млрд., отмечается в исследовании PricewaterhouseCoopers. В 2007 году европейский производитель также удерживал пальму первенства, однако разрыв между Airbus и Boeing был минимален — $33,7 млрд. против $33,3 млрд. соответственно.
Причин падения продаж американского авиагиганта в 2008 году, по словам аналитиков, несколько. К этому привело как значительное укрепление евро по отношению к доллару, так и 57-дневная забастовка на предприятиях Boeing, прошедшая осенью 2008 года, которая стоила концерну $4,3 млрд.
Директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава также добавляет, что модельный ряд Airbus больше отвечает требованиям авиакомпании. «В частности, это касается совместимости унификации самолетов, сервисной базы и т.д. Многие мировые авиакомпании приняли решение о переходе с Boeing-737 на самолеты семейства А-320», — поясняет Кава.
Украина традиционно считается страной, где практически все авиаперевозчики пользуются услугами Boeing. «На заре создания украинской авиации корпорация Boeing лоббировала свой выход на наш рынок, а Airbus несколько опоздал», — объясняет директор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук. Зная это, Boeing охотно предоставляет выгодные лизинговые условия для авиакомпаний. Как отмечают участники рынка, авиакомпании потратили немало усилий на создание базы по обслуживанию этих самолетов. «На то, чтобы перейти с одной модели самолета на другую, авиакомпании нужно потратить около 5 лет», — говорит Кава.
Те же авиакомпании, которые вышли на украинский рынок недавно, отдают предпочтение Airbus. «Когда мы выбирали, на чем летать, ощущали превосходство Airbus на рынке и нам удалось заключить более выгодный контракт с лизинговой компанией», — говорит Наталия Казмер, член совета директоров «Визз Эйр Украина».
В будущем, по оценкам участников рынка, среди украинских авиакомпаний спросом будут пользоваться самолеты с наибольшей эффективностью — те, которые имеют оптимальные коэффициент расхода топлива и соотношение цена/качество. «Если говорить о типах, то это: Embraer-195, Boeing 737-800 и Airbus-320», — резюмирует Каменчук.
В 2008 году американский концерн Boeing сумел обогнать европейский холдинг EADS, владеющий Airbus, по объемам продаж самолетов военного назначения. Для Boeing этот показатель составил $27,2 млрд., а для EADS — $17,8 млрд.
Ольга Сороколетова
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua