Автопроизводители отмечают, что объем украинского рынка в текущем году сократился в 6 раз, и на уровень 2008 года отечественные заводы выйдут не раньше 2014 года. По словам участников рынка, без реальной поддержки правительства отечественный автопром не выживет.
По данным ассоциации "Укравтопром", в сентябре 2009 года в Украине было произведено 7 тыс. 38 автотранспортных средств, что на 2,7% больше августовского результата (6 тыс. 852 ед.) и составляет 17,9% от показателей прошлого года (сентябрь 2008 года - 39 тыс. 362 ед.).
Всего за 9 месяцев 2009 года в Украине было произведено 58 тыс. 650 автотранспортных средств, что на 84% меньше показателя за аналогичный период прошлого года (361 тыс. 989 ед.).
Производство: прогнозы неутешительные
На уровень производства 2008 года отечественные автопроизводители выйдут не раньше 2014 года. Такой прогноз озвучил заместитель главы правления по автомобильному производству корпорации "УкрАвто" Олег Папашев в ходе конференции по развитию автомобильной индустрии "Autoprom.UA 2009".
По данным главы Ассоциации "Укравтопром" Михаила Резника, объем украинского авторынка в текущем году сократился в 6 раз по сравнению с минувшим годом. Со своей стороны президент компании "Еврокар" Олег Боярин отмечает, что без реальной государственной программы по поддержке украинского автомобилестроения отрасль не выживет.
Загрузка мощностей на украинских автопредприятиях, на сегодня, в среднем составляет 20-30% от показателя минувшего года, указал глава корпорации "Богдан" Олег Свинарчук. Соответственно этой загрузки предприятия произошло сокращение рабочих мест.
Эксперты не ожидают значительного оживления авторынка в ближайшее время. В 2010 году по мнению О.Свинарчука, стоит ожидать сокращения автопроизводства еще на 10-15%. При этом объем авторынка Украины составит около 140-150 тыс. автомобилей.
Чего добивается автопром
Руководитель "Богдана" отметил, что, несмотря на все обращения, в Госбюджете на 2010 год пока не учтены меры по стимулированию внутреннего спроса, а также поддержке украинских автопроизводителей. "В начале года мы обращались с просьбой о выделении 800 млн.грн. на стимулирование внутреннего спроса. Кроме того, мы предлагали и предлагаем возврат к таможенной пошлине, которая действовала до вступления Украины в ВТО на уровне 15-20%", - пояснил О.Свинарчук.
По словам О.Папашева из "УкрАвто", вступление Украины в 2008 году в Всемирную торговую организацию (ВТО) - это бесплатное открытие украинского рынка для западных компаний. При этом автопроизводители уверены: открывая свои границы Украина поддерживает рабочих задействованных на производстве в зарубежных компаниях, вместо того, чтобы содействовать сохранению и созданию рабочих мест в Украине .
Для оздоровления отечественного автомобильного сектора, отмечает О.Свинарчук, необходимо принять ряд мер, среди которых:
поддержка потребления в виде компенсации процентных ставок по кредитам,введение денежных компенсаций за сдачу старых автомобилей,а также поддержка производства в виде предоставления налоговых каникул, освобождения от налога на прибыль в случае ее рефинансирования в развитие производства,предоставление государственных гарантий по кредитам, взятым на создание новых рабочих мест и создание мощностей,освобождение от уплаты НДС при покупке отечественных авто.
Кроме того, автопроизводители призывают власть содействовать в создании благоприятного инвестиционного климата в Украине. Как отметил О.Боярин, по инвестиционным условиям Украина не в состоянии конкурировать со странами Восточной Европы. "В нашей стране на каждый инвестированный доллар приходится 30% налогов", - отметил О.Боярин из "Еврокар".
Будет ли поддержка?
По мнению народного депутата от БЮТ, президента корпорации "УкрАвто" Тариэла Васадзе шансы на то, что протекционистские меры будут приняты до 17 января (дата проведения президентских выборов в Украине, - ред.), являются минимальными.
Однако, по словам народного депутата от БЮТ, главы Комитета ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Натальи Королевской, правительство уже подготовило государственную программу по развитию автопрома, в которой предусмотрены необходимые меры по поддержке отечественных автопредприятий. Указанная программа разработана и будет подана на рассмотрение Верховной Рады.
Однако, это случится в случае, если будет определен единый вектор развития отечественного автопрома, который поддержат все ветви власти, включая Секретариат Президента, Верховную Раду и Кабинет Министров.
Н.Королевская подчеркнула, что автопроизводители также должны "взять на себя ответственность". Во-первых, это касается создания конкурентной продукции, которая будет пользоваться спросом на внутреннем рынке и будет соответствовать сбалансированному соотношению цены и качества.
Кроме того, по мнению депутата, необходимо создать достаточно высокий уровень интеграции производства. Только в таком случае можно говорить о серьезной государственной поддержке, которая будет заключаться в протекционистских мерах на внутреннем рынке и пакете фискальных стимулов.
Денис КАЦИЛО
e-finance.com.ua