– По Вашему мнению, как повлиял экономический кризис на страховую отрасль в Украине?
– Экономический кризис кардинально изменил конфигурацию страхового рынка: в работе у страховщиков остались только старые риски, принятые до осени 2008 года, в силу уменьшения платежеспособности клиентов страховой рынок ощутил резкий спад. Те компании, которые в докризисное время не заботились о качестве своих резервов и были нацелены исключительно на захват доли рынка, начали ухудшать свой сервис, столкнулись с проблемами финансового характера – возникли задержки средств СК на банковских счетах, некоторые страховщики не смогли выполнять свои обязательства перед клиентами. С другой стороны, экономический кризис стал мощным толчком, который ускорил процесс «дозревания» украинского рынка страхования, способствовав его очищению и коррекции.
– Это связано с уходом с рынка неплатежеспособных компаний?
– Не только. В 2009 году большинство страховщиков начали изменять свои подходы к ведению бизнеса: ориентация на обеспечение прибыльности своей работы, ведение сбалансированной политики резервирования в рамках так называемой «консервативной» модели бизнеса, более селективный андеррайтинг, пересмотр инвестиционных стратегий, коррекция тарифов и отказ от демпинга и т.д. Но главное – в условиях кризиса СК начали уделять больше внимания ликвидности страховых резервов, а не их прибыльности, как это было ранее. Рост объемов премий и захват доли рынка любой ценой уходят в прошлое, в то время как формирование надежных резервов и, как результат, гарантия выплат по страховым случаям, становятся для страховых компаний задачей первой важности. Вследствие тенденции миграции клиентов к более надежным СК начался процесс довольно серьезного перераспределения рынка в пользу стабильных компаний. В результате данных тенденций украинский страховой рынок быстрее перейдет на более высокую ступень качества, ведь в сегодняшних условиях закладывается необходимый фундамент для его дальнейшей стабильной работы.
– По Вашим оценкам, насколько сократился рынок страхования в 2009 году?
– Рынок страхования, без учета схемного страхования, сократился, по нашим оценкам, минимум на треть. Однако не у всех страховых компаний уменьшение оборота означает уменьшение прибыльности. В сегодняшних условиях для многих компаний сокращение оборота – это способ уйти от излишних убытков, поэтому они намеренно сокращают объемы привлекаемых премий по отдельным видам страхования.
– Насколько и в каких видах страхования увеличились объемы страховых выплат?
– Средние объемы выплат увеличились в тех сегментах страхования, в которых все оценивается в привязке к основным валютам, в частности в сегменте автомобильного страхования. С учетом девальвации гривны в автостраховании выплаты выросли на 10-20%. Объемы страховых выплат в других сегментах страхования выросли незначительно, преимущественно вследствие общего роста страхового рынка в 2008 году и сокращения привлеченных премий в 2009 г.
– Учитывая сокращение рынка в 2009 году, за счет чего страховщики поддерживали свою рентабельность?
– К сожалению, мало компаний думали о рентабельности. У многих игроков страхового рынка рентабельность бизнеса была и сегодня является отрицательной – до сегодняшнего дня они работали «по инерции», покрывая убытки прошлых периодов текущими премиями. Именно такой подход к бизнесу стал причиной сегодняшних проблем многих страховых компаний – объем их премий сократился, а убытки прошлых периодов начали нарастать. Поэтому те СК, которые неправильно формировали резервы, оказались в ситуации определенного разрыва доходов и расходов, как результат – у большинства страховых компаний уменьшилась или совсем исчезла возможность обслуживать свои обязательства.
– Насколько выросли тарифы на рынке?
– В целом, это зависит от вида страхования – в среднем по рынку рост составил от 10% до 50%. Основная причина данного роста – необдуманный подход к определению тарифов в докризисное время. До осени 2008 г. большинство страховых компаний развивалось, ориентируясь в основном на увеличение объемов собственного бизнеса и захват доли рынка при помощи демпинга. Такие компании фактически дотировали рынок своими собственными средствами, и поэтому тарифы для клиентов были ниже, чем расчетные тарифы, позволяющие вести бизнес. Соответственно, сейчас большинство компаний корректирует свои тарифы в сторону большей адекватности – на рынке появляется тенденция, когда тарифы начинают больше дружить с математикой.
– Какие тенденции характерны для рынка сейчас?
– С одной стороны, рынок продолжает стагнацию, с другой – продолжается активное перераспределение рынка в пользу более сильных игроков. Новые тенденции сегодняшнего дня – это более селективный андеррайтинг, пересмотр инвестиционных стратегий, отказ от демпинга, увеличение спроса на услуги посредников и появление новых каналов продаж - Интернет, франчайзинговые организации. Многие компании начинают сужать специализацию, концентрируясь на наиболее эффективных и перспективных направлениях бизнеса, а клиенты, соответственно, мигрируют к более стабильным страховщикам.
– Сужение специализации СК – это временная стратегия на период кризиса, к которой прибегают с целью удержаться на рынке?
– Учитывая опыт развитых стран, думаю, что данная тенденция, скорее, свидетельствует о повышении уровня развития украинского рынка страхования. На нашем рынке существует такая закономерность: если компания утверждает, что она делает все, в большинстве случаев это свидетельствует об отсутствии четкой стратегии ее развития. С другой стороны, к сужению специализации более склонны те компании, которые находятся на более высокой ступени развития. Поэтому думаю, что с развитием украинского страхового рынка, в том числе и после стабилизации экономической ситуации в Украине, тенденция специализации не только сохранится, но и будет усиливаться.
– А как же глобальные компании-гиганты, которые стремятся работать по максимуму в различных сегментах страхования?
– Преимущественно крупные глобальные компании также имеют бизнес-структуру, в которой различные сегменты рынка разведены для максимальной эффективности: они имеют отдельные подразделения, которые функционируют практически как независимые компании, специализирующиеся на узконаправленных сегментах.
– По Вашим прогнозам, что ожидает страховой рынок в текущем году?
– В текущем году на страховом рынке будут продолжаться те тенденции, которые наметились в прошлом: будет происходить консолидация страхового рынка, на котором будут более востребованы такие качества, как профессионализм и надежность. Уже сейчас на рынке намечается тенденция, когда цена является важным, но далеко не определяющим показателем для клиентов – такой тенденции не наблюдалось на рынке последние несколько лет. В свою очередь, этот фактор будет способствовать дальнейшему развитию института посредничества – страховых брокеров – поскольку сформируется спрос на независимые качественные консультационные услуги.
– Насколько может сократиться количество игроков?
– Думаю, общее количество СК на рынке может измениться незначительно, поскольку, несмотря на сегодняшнюю ситуацию на рынке, параллельно с отзывом лицензий Госфинуслуг выдает лицензии новым компаниям. Однако при этом будет стремительно уменьшаться количество активных страховщиков. Если в 2009 по данным Госфинуслуг около 250 компаний собрали более 99% страховых премий, а остальные 200 – 0,4%, то в текущем году количество активных страховых компаний сократится еще больше, приблизительно вдвое.
– Как это повлияет на обороты рынка?
– По нашим прогнозам, в 2010 году страховой рынок сократится еще больше, чем в прошлом году, поскольку в 2009 еще продолжались программы, начатые в докризисное время. Но это не означает, что рынок не начнет возобновляться – несмотря на более низкие показатели, в 2010 году страховой рынок оттолкнется от дна и начнет постепенно показывать положительную динамику. При этом страховые компании будут демонстрировать результаты, которые будут намного лучше, чем в 2009 году т.к. большинство страховщиков уже разобрались тем или иным способом со старыми обязательствами, качественно улучшили (хотя и сократили) портфели, откорректировали ценовую политику и начали формировать резервы. Сказанное, конечно, относится к компаниям, которые хотят остаться на рынке и строят долгосрочные планы.