Предлагаем вашему вниманию третью часть эссе, написанного известным предпринимателем и наиболее читаемым западным публицистом, пишущем о стартапах и "новой экономике" - Полом Грэмом (paulgraham). Данное эссе изначально было опубликовано в его книге " ы и художники" ставшей бестселлером в США.
Данное эссе подготовлено на основе лекции, прочитанной на ICFP 2004 (Международная конференция по функциональному программированию - прим. перев.). Текст написан в сентябре 2004 года, но описывает события случившиеся немногим ранее.
6. Ботаники
Одежда - это всего лишь самое явное поле боя в войне с формальностями. Ботаники стараются избегать всех видов формальностей. На них, например, нельзя произвести впечатление названием должности или любыми другими атрибутами власти.
На самом деле, это практически определение ботаника. Я недавно разговаривал с человеком из Голливуда, который собирался сделать шоу, посвященное ботаникам. Мне показалось полезным объяснить, кто такой ботаник. В результате я нашел следующее определение: ботаник - это тот, кто не прикладывает никаких усилий для саморекламы.
Другими словами, ботаник - это тот, кто концентрируется на содержании. Так что же общего у ботаников и технологии? Коротко говоря, то, что вы не можете обмануть матушку-природу. В технических задачах вам необходимы правильные результаты. Если ваша программа допустит ошибку в расчете траектории космического аппарата, вы не сможете выкрутиться, сказав, что у вас патриотичный или авангардистский программный код, или использовать любую другую отговорку, характерную для нетехнических областей.
По мере того, как технологии станут приобретать все большее экономическое значение, будет расти и влияние культуры ботаников. Быть ботаником сейчас уже гораздо круче, чем во времена моего детства. В середине восьмидесятых, когда я учился в колледже, слово "ботаник" считалось оскорблением. Поэтому изучавшие информационные технологии старались скрывать этот факт. А сейчас женщины спрашивают меня, где они могут познакомиться с ботаниками. (Первое, что приходит в голову, - "Usenix" (en.wikipedia/wiki/Usenix - прим. перев.), но это то же самое, что пить из пожарного брандспойта).
Я не питаю иллюзий о том, почему культура ботаников расширяет круг своего влияния. И здесь дело не в том, что все вдруг осознали, что содержание важнее формы. Дело в том, что ботаники становятся богачами. И так будет продолжаться дальше.
7. Опционы
Обычно ботаники становятся богатыми благодаря опционам на акции. Сейчас предпринимаются шаги в сторону усложнения процесса предоставления опционов для компаний (уже принят Sorbanes Oxley Act - прим. перев.). Оправданы любые действия по устранению действительно существующего беспорядка в отчетности. Но не стоит убивать курицу, несущую золотые яйца. Передача акций компании работникам служит топливом, приводящим в движение технический прогресс.
Передача опционов - это хорошая практика потому, что а) она – честная, и б) она работает. Работники компании (будем надеяться) повышают ее стоимость, поэтому поделиться с ними - просто честно. А на практике люди работают гораздо лучше, если у них есть опционы. Я видел это собственными глазами.
Тот факт, что несколько мошенников во время бума ограбили свои компании, предоставив опционы самим себе, еще не означает, что опционы - это плохо. Во время железнодорожного бума некоторые управляющие обогатились на продаже "разбавленных" акций, выпустив больше акций, чем, по их словам, находилось в обращении. Но это не означает, что публичные торги акциями - плохая идея. Мошенники всегда воспользуются любым доступным способом.
Основной недостаток опционов в том, что они поощряют не совсем то, что нужно. Неудивительно, что люди делают то, за что им платят. Если вы платите им почасово, они будут работать много часов. Если вы платите за объем выполненной работы, они будут выполнять больший объем работы (но только в соответствии с вашим определением). А если вы платите им за повышение рыночной стоимости акций, как в случае с опционами, они будут ее повышать.
Но это не совсем то, что вам нужно. Ведь вы заинтересованы в повышении истинной стоимости компании, а не ее рыночной оценки. Со временем эти значения неизбежно выравниваются, но не всегда до того, как работники получат право выкупить опционы. Следовательно, опционы побуждают работников, в лучшем случае неосознанно, "накачивать и сбрасывать" – то есть действовать так, чтобы компания казалась более ценной. Я обнаружил это, когда работал в Yahoo. И вместо того, чтобы ответить самому себе на вопрос: "Хорошая ли это идея?" (perevedem/article/why-smart-people-have-bad-ideas.htm), я все время думал: "Как к этому отнесутся инвесторы?".
Так что стандартный механизм предоставления опционов, может быть, и нуждается в небольшой доработке. Возможно, опционы должны быть заменены на нечто, более непосредственно связанное с прибылью. Мы еще только в начале пути.
8. Стартапы
Наибольшую пользу принесли опционы на акции стартапов. Стартапы, конечно же, - не изобретение бума, но в тот период они были заметны как никогда.
Но зато во время бума мы впервые столкнулись с созданием стартапа, нацеленного на продажу. Изначально стартап означал небольшую компанию, надеющуюся вырасти в большую. Но сейчас стартапы все больше превращаются в машину по созданию конкретной технологии.
В своей книге "Hackers & Painters" я написал, что работники, по-видимому, наиболее продуктивны тогда, когда оплата их труда пропорциональна создаваемой ими ценности. И преимущество стартапов, и основная причина их существования, в том, что они предлагают нечто, иначе никак не достижимое: способ измерения создаваемой каждым ценности.
Зачастую компаниям выгоднее получить технологию путем приобретения стартапа, чем самостоятельной разработки. Это стоит дороже, но зато меньше риска, а большие компании стремятся избегать рисков. Подобный подход делает разработчиков технологии гораздо более ответственными, поскольку они заработают только в том случае, если им удастся победить. В конечном итоге вы получите лучшую технологию, к тому же быстрее, потому что она разрабатывалась в инновационной атмосфере стартапов, а не в бюрократической среде больших компаний.
Наш стартап, Viaweb, изначально создавался для продажи. И мы с самого начала сказали об этом инвесторам. Поэтому мы прикладывали все усилия к созданию продукта, способного легко встроиться в большую компанию. Такой метод - модель будущего.
Инф. internet
e-finance.com.ua